Пн, 2024-12-23, 02:33

Вход · Регистрация
 
 
   
Главная » Статьи » Об Аниме » Япония и Аниме

Японская татуировка

Введение

Особенность японской татуировки не только в оригинальной технике и бережно хранимых традициях, но и в удивительных и экзотических для европейского глаза образах. В своё время именно необычность этих образов вкупе с высоким мастерством татуажа позволила захватить японской татуировке умы европейских обывателей. Настолько это было таинственно и на порядок виртуознее того, что делали в самой Европе того времени.
С разных сторон можно оценивать и запрет на татуировку, который появился в Японии в XIX веке. Вроде это приостановило развитие японской татуировки как искусства, но, с другой стороны, позволило сохранить неизменными традиции, которые в противном случае почти наверняка были бы размыты в угоду популистским вкусам и запросам. Кстати, сейчас происходит нечто подобное. Интерес к татуажу в Японии растёт, и вместе с этим падает его качество. Уже не редкость увидеть хориши (художник татуировки) с электрической машинкой в руках. Но ведь это удобно.

Радует, что, несмотря на все перемены, кое-что в японской татуировке остаётся неизменным. А именно основные принципы, делающие её такой непохожей на другие традиции татуажа. Например, кельтскую или полинезийскую. Вот эти принципы.
- Акцент на внешней части узора; кромке зачастую уделяется больше внимания, чем основному рисунку – наследие мастеров укийо-е. Надо сказать, что японская татуировка, несмотря на всю уникальность, развивалась под сильнейшим влиянием более традиционных художественных школ, и укийо-е – наглядное тому подтверждение.
- Главный узор (точнее, то, что принято считать таковым у европейских татуировщиков), как правило, носит формальный характер и является всего лишь фоном для мелких деталей, которые и несут основную смысловую нагрузку.
- Идеально просчитанная асимметрия, которая зачастую смотрится куда как гармоничнее нарочитой симметрии маори и намного приятнее бессистемной хаотичности европейских мастеров.

Что чаще всего изображают на татуировках?

Образы, используемые японскими мастерами татуажа, при всём разнообразии можно разделить всего на четыре группы: мифология, религия, растения и животные. Древние легенды и сказания о подвигах бесстрашных героев послужили неиссякаемым источником вдохновения не только для писателей и художников, но и для людей, украшающих кожу сходными мотивами. Надо сказать, что из-за того, что татуировка из всех видов искусства (а говорим мы отнюдь не о сакраментальном «ВАСЯ» или черепе с костями, а именно об искусстве) наиболее близка к человеку в физическом плане. Это породило особое отношение к ней у японцев. Бытовало поверие, что татуировка не отражает внутренний мир человека. Нет. Она его формирует. И та или иная татуировка способна придать человеку особые свойства: мужество, стойкость, силу и т. д. Здесь особняком стоят тату с использованием образов духов и демонов. Считалось, что такая татуировка является своеобразным носителем соответствующего духа или демона. Перечислять всю японскую нечисть здесь вряд ли уместно. Забавно наблюдать, как это делают некоторые авторы, пишущие об японском татуаже, ничуть не заботясь о том, что, например, Нурикабэ – дух, наподобие родного славянскому сердцу лешего заставляющий плутать путников, – вообще-то был невидим и его, мягко говоря, затруднительно как бы то ни было изобразить.

Популярные татуировки

Карп – благодаря пожарным командам из Эдо является одним из старейших символов смелости, мужественности и знаком стоика. Последнее, впрочем, не благодаря древним пожарным, а скорее вопреки. Так как кем-кем, а стоиками они не являлись. С точки зрения историков, они были чуть ли не бандитами.
Тигр – тут все привычно: международный символ бесстрашия был и остаётся таковым и в Японии.
Дракон – но, конечно, настоящим царём среди животных (и не только в татуировках) для японцев является дракон. Количество разновидностей этого мифического существа в мифологии Островов переходит все разумные границы. Но все они символизируют власть и силу. Причем дракон – знак особый. Гармонично соединив в себе антагонистские стихии – огонь и воду – он послужит своеобразным примером борьбы и единства противоположностей, на которой в последствии будет «пастись» не один философ-востоковед.

История

Татуировка – явление древнейшее. История её появления уходит в такие дерби, из глубины которых современные цивилизации кажутся младенцами. Поэтому не удивительно, что татуировка в Японию пришла извне. По крайней мере, по официальным версиям, которых насчитывается целых две. Согласно первой и наиболее правдоподобной, татуировка перекочевала с материкового Китая, где была известна ещё с XI до н. э. Считают, что это произошло в период Яoи (oкoлo III века дo нашей эры – III век нашей эры) или Koфyн (oкoлo III века нaшeй эpы – IV век нaшeй эpы), когда японская государственность только формировалась и испытывала сильное влияние материковой культуры. Правда, зачастую заимствования носили только внешний характер. Например, татуировку в Китае того времени, в отличие от других стран, считали недостойным занятием и использовали для «клеймения» преступников. В свою очередь, найденные при раскопках курганов под Осакой фигурки xaниya говорят, что на Островах в то время отношение к татуировке было несколько другое. Эти фигурки укладывали в курган усопшим, чтобы они сопровождали их в мир мёртвых. Согласитесь, преступники не самая лучшая компания для такого путешествия.
Согласно другой версии, татуировка перешла к нынешним жителям Островов от айнов, которые жили там издревле, используя её для ритуальных и других целей. Впрочем, большинство исследователей сомневается, что примитивное искусство айнов могло оказать какое-то влияние на «бредившую» Китаем Древнюю Японию. Не очень объективно, если вспомнить, что многие вещи от айнов японцы взять не побрезговали.

Автор: Full Metal
Источник: nihonsekai.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=637

Категория: Япония и Аниме | Опубликовано: Kaen 2009-07-01 | Редактор: Tasha | Просмотров: 1104 | Рейтинг: 5.0/1