Вс, 2024-12-22, 20:44

Вход · Регистрация
 
 
   
Главная » Статьи » Об Аниме » Япония и Аниме

Японские театры

Сложно себе представить, что королева современных технологий - Япония, ещё до середины XIX века была закрыта для европейцев. Но благодаря именно этому факту, на сегодняшний день она остается одной из самых самобытных государств мира. Ход жизни, мышления, организация времени и традиции Страны восходящего Солнца, не перестают удивлять. Находясь в самом модернизированном и ультрасовременном уголке Японии, Вы, несмотря ни на что, будете ощущать веяние истории удивительного мира славных самураев и ниндзя, императорских замков и девственной островной природы. Японию нельзя узнать, её надо почувствовать! Тайны и глубины квинтэссенции японской сущности, как нельзя лучше приоткрывает для нас театр этой удивительной страны. Любое творчество всегда даёт возможность познать культуру державы лучше, чем огромные тома по истории государства. Поэтому я предлагаю окунуться нам в чудный, самобытный мир под названием - японский театр.

Сама Япония постепенно ассимилируется в западный контекст, но японский театр остается неизменным несмотря ни на что. Если бы машина времени смогла бы перенести на современный спектакль традиционного японского театра средневекового самурая, то тот, конечно же, удивился множеству технических новшеств, но всё же происходящее на сцене было бы ему определённо знакомо и понятно. Современный традиционный японский театр - это неповторимый многоцветный мир. Здесь нет мелочей: актерское мастерство и музыка, сценография и маски, декорации и костюмы, грим и куклы, парики и танцы - каждый элемент необычайно важен. Японских традиционных театров всегда было много. Это, прежде всего, и Но - театр возвышенные трагедии, и Кеген - незатейливая комедия, грубоватый фарс, и Кабуки, возникший в качестве особого сакрального действия, и Бунраку - превосходный театр кукол. Одними из самых прославленных театров за пределами Японии, по праву считаются Кабуки и Но.
Театр Но зародился в XIV ст. и был чрезвычайно популярным среди самураев и аристократии. То есть, театр Но ориентировался исключительно на высшие сословия и был не доступен для широких масс. Сейчас, конечно, эти театральные представления доступны любому желающему, но требуют высокой образованности и философского мышления, так как даже самые малейшие нюансы наполнены настолько глубоким смыслом, что зачастую бывают не понятны обывателю. Театральные постановки Но не имеют своей целью временную и пространственную передачу реальности. Небогатое убранство сцены (зачастую вообще отсутствует) и довольно однообразные движения актёров ставят перед собой цель пробуждения воображения у зрителя. Актёр может сделать всего несколько шагов, двигаясь по сцене, но из его реплик и пения хора аудитория может сделать выводы, что герой проделал долгий путь. Как правило, обязательный атрибут - маска и громоздкое одеяние персонажа, фактически скрывают мимику и телодвижения актёра. Театр Но - это царство жеста. Зачастую, большинство жестов несёт собой строго определённый смысл, хотя есть и такие, которые вставлены исключительно для красоты, общей гармонии и целостности образа. Бывает, актёр оживленно движется по сцене в танце, но через мгновение он может попросту застыть в определённой позе, подчёркивая этим особый драматизм ситуации. Моменты накала страстей, как правило, бывают подчёркнуты полным отсутствием звука и движения. Это не просто тишина, а напряжённое молчание.
Традиции и история театра Кёгэн уходят корнями в очень далёкое прошлое. Кёген и Но возникли примерно в одно и то же время. Несмотря на то, что эти театры мирно соседствуют в рамках одного десятилетия, но стилистика и содержание их жанров зеркально противоположны. Если театр Но - это высокая трагедия, драма возвышенных чувств и безудержных страстей, то Кёгэн - это незамысловатая комедия, грубоватый фарс на грани фола. Но - поэтичен и изыскан, а Кёгэн достаточно прозаичен и простонароден. Как правило, небольшие пьесы театра Кёгэн исполняют между актами спектаклей театра Но.
Театр Кабуки возник в недрах народа в начале эпохи Токугава. И первоначально представлял собой исключительно ритуальные танцы, исполнявшиеся для развлечения прихожан при синтоиском храме в Идзумо.

Театр Бунраку обязан своим названием имени организатора и постановщика первых спектаклей Уэмура Бунракукэн (1737–1810). Бунраку - это самый древний и крупный японский театр кукол.Он был открыт в Осаке в 1872 г, у входа в здание театра висела вывеска, которая гласила: «Дозволенный правительством кукольный театр Бунраку». Именно это название стало символом японского традиционного кукольного театра (нингё дзёрури) в целом. Именно тогда, на грани ХVI - ХVII веков, в Бунраку стали практиковать соединение кукольного представления с народным песенным сказом дзёрури, который исполнялся под аккомпанемент сямисэна. В наши дни, все представления идут под голос певца-сказателя - гидаю и музыкальный аккомпанемент сямисэнов и барабанов. Гидаю говорит от лица всех занятых в представлении кукол. Сами же куклы, как правило, довольно велики, они изготавливаются в размере 1/2 – 2/3 человеческого роста. Каждую куклу обычно ведут три оператора. По традиции сами операторы одеты в черные балахоны, укрывающие с головой и только в редких случаях, когда в роли оператора выступает известный артист, ему разрешается не укрывать лицо под черным капюшоном.

Японские театры до последних годов не были популярны в мире, но за последнее десятилетие мировая мода на всё японское коснулась и театральной жизни. И сегодня, выступления любого традиционного театра Страны Восходящего Солнца является событием в культурной жизни любого европейского города.

Автор: Full Metal
Источник: nihonsekai.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=159&Itemid=184

Категория: Япония и Аниме | Опубликовано: Шун 2010-05-09 | Редактор: Анимешница | Просмотров: 1218 | Рейтинг: 5.0/1