Оригами в Японии
Буддизм сам по себе не предполагает чёткого и единого Пути к Истине – каждый народ, вставший на Путь, проходит его по-своему и все народы приходят к одной Истине. Японцы считали красоту показателем Истины и на своём Пути открыли красоту малых и незаметных на первый взгляд вещей. Они считали, что каждая вещь, каждое слово несут в себе божество (ками). Китайцы же искали Истину в другом направлении, и именно поэтому искусство оригами зародилось именно в Японии (не зря же похожи «оригами» и «ками», правда?).
Синтоизм также «приложил» руку к появлению оригами: первые оригами появились именно в синтоистских храмах, и до сих пор в них злых духов отгоняют с помощью метёлки, сложенной из полосок бумаги (харам-гуси) и изготовляются бумажные амулеты (гофу). Также существовал (и существует) ритуал жертвоприношения с использованием бумаги – богам подносились кусочки рыбы и овощей в бумажной коробочке.
В периоды Камакура (1185–333) и Муромати (1333–1573) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Умение складывать было одним из обязательных для аристократии и двора – хотя бы на начальном уровне. С помощью записок, сложенных в виде журавля или цветка удавалось передать гораздо больше смысла, внимания и любви, чем можно было сделать словами. Постепенно умение складывать стало признаком хорошего образования и изысканных манер.
В периоды Адзути Момояма (1573–1603) и Эдо (1603–1867) оригами из церемониального искусства превратилось в популярное времяпрепровождение. Тогда бумага перестала быть предметом роскоши, и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда были изобретены ставшие теперь классическими фигурки оригами, например, журавлик (цуру) – традиционный японский символ счастья и долголетия. Оригами стало традицией, передаваемой из поколения в поколение, преимущественно по женской линии. Историки утверждают, что по манере складывания и составу фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась мастерица.
Во второй половине XIX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом. Тем не менее своё «оригами» существовало в Европе и до этого. В частности испанская пахарита (птичка), возможно была одной из первых сложенных из бумаги фигурок в Европе и вообще в мире.
Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Йошизава Акира (ему посвящена отдельная статья). С помощью изобретенных им несложных условных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков-чертежей. Акира изобрел сотни новых, ранее не известных, фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. В течение нескольких лет Японское министерство иностранных дел посылало его в многочисленные поездки по странам Европы, потому что развитое и поддержанное им традиционное японское искусство стало международным средством мира и дружбы без слов.
Секреты техники оригами: мокрое складывание
Работая над некоторыми сложными моделями животных, порой убеждаешься, что фигурки получаются слишком «геометричными», состоящими из плоскостей и острых гребней. Им явно не хватает природной мягкости и плавности линий. К тому же бумага подчас не выдерживает напряжений, возникающих при складывании, рвется.
Выполнять мелкие складки, сгибая сразу несколько слоев бумаги, трудно. Выходом из возникающих затруднений может служить так называемое «мокрое складывание», с успехом применяемое такими мировыми мастерами оригами, как Акира Йошизава (Япония), Альфредо Джунта (Италия), Майкл Ля Фосс (США). Их оригами живут, дышат жизнью, они полны грации, каждое запечатленное в них движение естественно, а сами изделия являются настоящими произведениями искусства. На первый взгляд техника очень проста — при складывании модели бумагу следует немного смачивать. Однако часто первые самостоятельные попытки применить «мокрый метод» приводят новичков к плачевным результатам.
Для того чтобы уверенно его освоить и добиться отличных результатов, необходимо следовать следующим простым правилам:
выберите модель, которая позволяет оптимально работать в технике мокрого складывания;
научитесь ее четко и без проблем складывать из обычной бумаги;
найдите для работы подходящую достаточно плотную бумагу — нечто среднее между обычной белой бумагой и картоном (требования к материалу для работы очень важны!);
обзаведитесь мелкопористой поролоновой губкой. Во время работы она должна быть чуть влажной. Чтобы губка не подсыхала, храните ее в полиэтиленовом пакете;
начинайте работать с сухим квадратом бумаги. В месте, где требуется сделать «мягкую» складку или согнуть сразу много слоев бумаги, сначала чуть-чуть смочите бумагу губкой. Бумага не должна быть мокрой, а лишь чуть влажной;
не спешите. Если «мокрые» складки нужно сделать в нескольких местах, обработайте сначала только одно место, дайте бумаге немного подсохнуть и лишь потом двигайтесь дальше;
при подсушивании во время работы и на заключительной стадии фигурку можно закреплять с помощью булавок на подходящей подставке — так модель лучше сохранит свою форму и не расползется;
правильно сложенная в технике мокрого складывания модель после подсушивания должна самостоятельно держать объемную форму, которую вы старались ей придать.
Автор: Кальчева А.
Источник: leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=545