Вс, 2024-12-22, 20:15

Вход · Регистрация
 
 
   
Главная » Статьи » Об Аниме » Япония и Аниме

Отображение элементов политики в аниме и манге

Аниме и политика, казалось бы, это те слова, которые просто не могут стоять рядом в одном предложении, но если посмотреть на это сочетание совсем в другом ракурсе, представить политику, как неизменное составляющее мира аниме, то можно понять, что ни реальная жизнь, ни аниме без политики просто не могут существовать.

Политика – это неотъемлемое явление нашей жизни, ещё Аристотель говорил, что:

«Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо. Человек, нашедший свое завершение, – совершеннейшее из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, – наихудший из всех, ибо несправедливость, владеющая оружием, тяжелее всего; природа же дала человеку в руки оружие – умственную и нравственную силу, а ими вполне можно пользоваться в обратную сторону. Поэтому человек, лишенный добродетели, оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых позывах. Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения».

Поли́тика — (греч. τα πολιτικά):
• Искусство управления государством и обществом.
• Совокупность социальных идей и обусловленная ими целенаправленная деятельность, связанная с формированием жизненно важных отношений между государствами, народами, нациями, социальными группами.

В самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, мировая политика).

Простой человек просто не может существовать вне мира политики, если же он и существует, то он либо гений, либо сумасшедший (ещё одна мудрая мысль Аристотеля).

За что любители аниме, так привержены данному направлению японской культуры? У каждого есть свой ответ на этот вопрос, мне же кажется, что любить аниме можно хотя бы за то, что там открывается иной мир, совсем не тот, что пытаются отобразить в нашей политической реальности, используя всевозможные маркетинговые и немаркетинговые способы организации политического дискурса. Аниме-мир показывает нам политику в той мере, в какой её творят люди, ведь политика, как явление не является абсолютно отрицательным, она не общемировое зло, которое следует уничтожить. Политику прежде всего создает человек, его руками она превращается в политику подчинения слабого сильным, его же руками политика может дать возможность реализовать себя.

И здесь снова нам придет на помощь Аристотель:

«Политика не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа».

Если человек изначально «испорчен», то и политика его будет под стать его сущности, ведь, в конечном счете, всё зависит от человека.

Часто мы видим мир, показывающий боль и горе нетитульных иноверцев (не только отображение конфликта с одной стороны, как это происходит при освещении конфликта между албанцами и сербами), но и не только их, было бы не очень умно утверждать, что политика в аниме – это всего лишь отображение противостояния двух наций. Политика в аниме разнообразна, она имеет множество масок, но при этом политика из аниме срывает маску с политики из реальности.

Раз уж я начала с вопроса о столкновении наций, то приведу несколько примеров аниме, в которых показано противоборство двух наций, или же геноцид какого-либо народа. И не важно, что это за нации, это даже могут быть вампиры и люди («Black Blood Brothers», «Trinity Blood», «Blood: The last vampire»). Наиболее ярко данная проблема освящена в аниме «Full Metal Alchemist», в котором показывается не только геноцид небольшого этноса, но даже рассматриваются проблемы, связанные с геноцидом евреев и цыган в фашистской Германии. Кроме вышеназванных можно привести в пример такое аниме, как «Appleseed 2004», «Appleseed Ex Machina» (противостояние киборгов, людей и т.д.), «Chrno Crusade» (противостояние другого рода – война между людьми, демонами и богом, несмотря на то, что бога так ни разу и не показали, авторы недвусмысленно намекают, что и у бога есть свой собственный личный интерес в данной войне), «Eureka Seven» (показан геноцид иноверцев), «Animatrix» (восстание машин, противоборство людей и машин), «Code Geass: Lelouch of the Rebellion» (Великая Британия, которая повергает все остальные нации и народности… Чем не геноцид?), «Ghost in the Shell» (и даже в этом аниме есть противостояние, в одном из сезонов – это беженцы, в другом снова те же киборги, или же террористические акты, осуществляемые членами группировки партикуляристов), «Hellsing» (война между вампирами и людьми), «Monster» (здесь нет войны, одни лишь воспоминания, о детских приютах, в которых проводили эксперименты над детьми из «неблагонадежных семей, также показаны акции геноцида евреев со стороны партии «арийской крови» (на самом деле ещё одни фашисты с новым названием)), «Ruroni Kenshin» (отображение конфликта христиан с властями в период Мэйдзи, хотя христиане в Японии преследовались ещё при Тоётоми Хидэёси), «Scrapped Princess» (как это ни странно, но это геноцид одного единственного человека и проблема поиска политического убежища), «Vandread» (противостояние между мужчинами и женщинами, соответственно геноцид с обеих сторон), «Wolf’s rain» (геноцид волков, при противостоянии людей и волков). Можно приводить примеры до бесконечности, но во всех вышеперечисленных аниме, как и во многих других, не указанных мною, конфликт отображен с двух сторон, две стороны страдают, не только угнетаемые, но и угнетающие.

У Харуки Мураками в его публицистической книге «Подземка» приведена одна пословица, которая и отражает весь конфликт – «Избитому человеку больно, а на самом деле душа болит у того, кто избил» Видимо, это особенность восточных наций, задумываться и о других, европейские же народности думают только о себе и живут по принципу – «моя хата с краю, ничего не знаю», так долгое время вели себя и США по отношению к проблеме международного терроризма, но после теракта 2001 года они пересмотрели своё отношение к данному явлению, хотя попытки мирового сообщества определить конкретно, что они могут называть террористическим актом и терроризмом, так и не увенчались успехом. Мы имеем лишь размытые определения и не очень хорошо оформленную законодательную базу по данному виду преступлений.

Конфликты на религиозной почве, по моему мнению, самые опасные, в аниме это отчетливо видно, иноверцы воспринимаются, как «чужие», «враги». Нечистые на руку политики часто используют страх перед другим народом или наоборот используют явление «демонизации врага», когда для выхода гнева и злости граждан какой-либо страны используют другое государство, тем самым убивается 2 зайца: заяц №1 – возможность отвести конфликт от правительства и перевести его на другую цель (вспомним русско-японскую войну 1904-1905, хотели маленькую и победоносную войну, чтобы отвлечь внимание от царской власти, а получили передел Сахалина и революцию), заяц №2 - демонизация врага позволяет сконцентрировать все силы народа на борьбу с тем, другим, чужим и непонятным, тем самым делает дальнейшее взаимодействие между этими государствами практически невозможным (яркий пример – холодная война).

Ярчайший пример конфликтов на религиозной почве в аниме, это – «Full Metal Alchemist», кроме того, как уже упоминалось выше, здесь также можно указать аниме: «Eureka Seven», «Hellsing», «Rurouni Kenshin: Meiji Kenkaku Romantan», «Scrapped Princess» и т.д.

Кроме этих конфликтов, нельзя забывать о наивысшей форме конфликтов – войнах завоевательного характера. Здесь можно даже не поднимать вопроса о причинах этих войн, они всегда одни и те же – новые территории, ресурсы (например, полезные ископаемые – это может быть нефть, а может быть «сакурадайт», не имеет значения, как они называются).

Жизнь реальная и жизнь в мире аниме…

В жизни реальной не многие смогли с самого начала раскрыть истинный смысл войны США в Ираке. США прикрывались желанием взрастить «истинную демократию», уничтожить террористические базы, а на самом деле они преследовали чисто экономические интересы нефтяных лоббистских групп США - получить новые источники дохода. Как известно, правящую республиканскую партию финансируют нефтяные лобби, всвязи с этим и была начата война в Ираке.

В аниме же мы отчетливо видим, что и для чего делается. Да, порой это показано в виде шутки, но и в каждой шутке, есть доля правды, например, в аниме – «Goshuushou-sama Ninomiya-kun» – мы можем увидеть Джирджа Боша, радостно жмущего руку инопланетянину, вам это ничего не напоминает? Едкий сарказм, направленный японцами против тех, кто подарил им Конституцию и долгое время оккупировал страну, но это только в аниме, в реальной политической жизни японцы поддерживают все операции НАТО, что же это политика двойных стандартов или раскол в самом японском обществе, раскол между гражданами и политической элитой? Чтобы ответить на этот вопрос, не нужно быть японцем. Раскол между элитой и людьми, страну населяющими всегда присутствует - это вечное противостояние между, пусть законопослушными, но управляемыми, и властьимущими.

Как в мире политики, так и в мире «политики в аниме» действует железный закон олигархии Роберта Михельса. Массы не имеют способностей к управлению, поэтому лица, имеющие возможность управлять массами, и получают власть в полном объеме. Если это организация, то она неизбежно иерархизируется и краеугольным камнем становится вождь. Теория Михельса не признает за массой какого-либо потенциала, её можно использовать, чтобы достичь своих целей, и даже если масса свергает вождя (например, падение царской России), то впоследствии другой вождь займет место, и неизвестно будет он лучше или хуже предыдущего.

Даже террористические группировки имеют свою иерархию и своего вождя, но что же позволяет стать этим вождем, какие качества?

Макс Вебер считал, что харизма – один из путей обретения политического господства, но политическая легитимность обретается не только этим путем. Это может быть и традиционная легитимность, и вышеупомянутая харизматическая, и рационально-правовая (демократическая). Вы можете получить в наследство трон и королевство – это традиционная легитимность, вы можете стать лидером благодаря личным качествам – харизматическая, вы можете получить право на власть посредством закона и рационально понятого интереса – демократическая политическая легитимность.

Давайте посмотрим, какой вид легитимности превалирует в мире «политики в аниме».

Если посмотреть, то наиболее часто мы можем встретить два первых типа легитимности, последний тип попадается очень редко, например отголоски демократического типа легитимности мы можем обнаружить в аниме – «Juuni Kokki», где власть передавалась посредством выбора волшебного существа Кирина. Это можно назвать своеобразным законом, если Кирин не преклонил голову и не поклялся в верности правителю, то тот не имеет прав на власть. Сюда же можно отнести аниме «Trinity Blood».

В основном же в аниме используется харизматический тип легитимности, например в таких аниме, как: «Appleseed 2004», «Appleseed Ex Machina», «Basilisk», «Berserk», «Chrno Crusade» (Айон), «Code Geass: Lelouch of the Rebellion» (Лелуш), «Comedy», «Cowboy Bebop», «D.Gray-man», «Death Note» (Лайт), «Ergo Proxy», «Eureka Seven», «Excel Saga» (Ильпалаццо-сама), «Hellsing» (Алукард, Интегра), «Jyu Oh Sei», «Kyoushirou to Towa no Sora», «Mirage of Blaze», «Monster» (Йохан), «Neon Genesis Evangelion» (Гендо Икари), «Saiunkoku Monogatari», «The Vision of Escaflowne», «Utawarerumono», «Vampire Knight» (Канаме), «Vandread».

Хотя некоторые из них весьма спорны, например, в таких аниме, как: «Code Geass: Lelouch of the Rebellion», «Eureka Seven», «Excel Saga» (Ильпалаццо-сама), «Hellsing» (Алукард, Интегра), «Kyoushirou to Towa no Sora», «Mirage of Blaze», Neon Genesis Evangelion (Гендо Икари), Saiunkoku Monogatari, «Neon Genesis Evangelion» (Гендо Икари), «Saiunkoku Monogatari», «The Vision of Escaflowne», «Vampire Knight» (Канаме) происходит сочетание двух, а иногда и трех типов политической легитимности. Это может быть сочетание традиционной и харизматической, как в аниме «Saiunkoku Monogatari». Или же сочетание харизматической и демократической, как в «Neon Genesis Evangelion».

Что же ещё может отобразить мир «политики в аниме»?..

Очень многое.

Например, такое явление, как вышеупомянутый лоббизм, мы можем увидеть в таком аниме, как: «Basilisk», «Berserk», «Code Geass: Lelouch of the Rebellion», «Eureka Seven», «Excel Saga», «Full Metall Panic!», «Ghost in the Shell», «Ghost in the Shell II: Innocence», «Ghost in the Shell Stand Alone Complex 1S», «Ghost in the Shell Stand Alone Complex 2nd GIG», «Hellsing», «Juuni Kokki», «Monster», «Neon Genesis Evangelion», «Saiunkoku Monogatari», «Scrapped Princess», «Speed Grapher», «Trinity Blood», «Vampire Knight».

Аниме может жестоко насмехаться над политикой, например в аниме – «Excel Saga», в 14-м эпизоде, мы можем найти Ильпалаццо держащего на руках маленького Пучу, это ни что иное, как пародия на агитационную фотографию «Гитлер с младенцем».

Все, наверное, помнят отгремевшие цветные революции в Грузии и на Украине, революцию роз и оранжевую революцию. В аниме «Code Geass: Lelouch of the Rebellion» виден явный сарказм по отношению к этим революциям, вспомните хотя бы имя Orange-kun, и всё встанет на свои места. Кроме этой насмешки над «революциями», совершающимися по заказу США, в этом аниме мы можем найти очень много интересных цитат, хорошо характеризующих PR. Например, в 4-м эпизоде мы можем найти вот такие элементы, которые можно назвать составляющими пиара и «Общества Зрелищ»:

ТВ-продюссер:
Майор, народ жаждет хлеба и зрелищ.

О поездке на суд Куруруги Сузаку
ТВ-продюссер:
Показываем эту дешевую постановку…

Эти истины никогда не изменятся, хлеба и зрелищ, и больше ничего, так до сих пор и думают некоторые политики, ведь для того, чтобы руководить массой нужно всего лишь умело использовать эти инструменты – хлеб и зрелища.

Но не все политики используют только черный PR и пропаганду, есть политики, позиционирующие себя в качестве героя, противостоящего всем остальным, этакие оппозиционеры, у которых недостаточно ресурсов, чтобы бороться против сложившейся политической системы, самый яркий пример в нашей российской политической действительности – Г. Явлинский.

А что же в аниме, есть ли там люди, которые противостоят политической системе, и побеждают её (хотя Явлинского победителем назвать нельзя, наши политические партии характеризует общее нежелание брать на себя ответственность, так было в 1990-е гг., сейчас это отношение начинает изменяться)?

Я думаю, что есть, вспомним хотя бы «Speed Grapher», для того, чтобы противостоять всей политической элите и выиграть у неё главному герою, Сайге, пришлось расплатиться своим зрением, что для фотографа равносильно смерти. Кроме того, что он разоблачил тайную организацию, он ещё и выжил, смог победить смерть и при этом Сайга не позиционировал себя в качестве героя забитого, он встал и начал сражаться, при этом не спекулируя на чувствах, таким и должен быть герой.

Наша политическая действительность порой бывает очень печальна.

Такие герои есть и в других аниме, таких, как: «Berserk», «Blood: the Last vampire», «Chrno Crusade», «Claymore», «Code Geass: Lelouch of the Rebellion», «Comedy», «Cowboy Bebop», «D.Gray-man», «Death Note», «Ergo Proxy», «Eureka Seven», «Full Metal Alchemist», «Full Metall Panic!», «Ghost in the Shell», «GunGrave», «Hellsing», «Jin Roh: The Wolf Brigade», «Juuni Kokki», «Jyu Oh Sei», «Kyoushirou to Towa no Sora», «Last Exile», «Monster», «Neon Genesis Evangelion», «PeaceMaker Kurogane», «Rah-Xephon», «Ruroni Kenshin - Meiji Kenkaku Romantan Seisohen», «Saiunkoku Monogatari», «Scrapped Princess», «Spriggan», «Steamboy», «Tale of Saiunkoku 2nd Series», «The Third Aoi Hitomi no Shoujo», «The Vision of Escaflowne», «Trinity Blood», «Utawarerumono», «Wolf’s rain».

Быть может их иногда и нельзя приписать к миру политического, но они честны, и сражаются до конца, ведь именно это и делает их героями.

Конечно же, данная статья не претендует на энциклопедическое изложение взаимосвязи аниме и политики, здесь отображены лишь несколько точек соприкосновения данных явлений.

В нашем глобализирующемся мире аниме может стать одним из элементов информационной войны, направленной на формирование у человека собственного мнения, если аниме не будет подвержено различным госзаказам, оно может нести в массы не только зрелища, оно может спасти нас от превращения в системный винтик.

Ведь «Во всяком живом существе прежде всего можно усмотреть власть господскую и политическую. Душа властвует над телом, как господин, а разум над вашими стремлениями как государственный муж. Отсюда ясно, сколь естественно и полезно для тела быть в подчинении у души, а для подверженной аффектам части души быть в подчинении у разума и рассудочного элемента души и, наоборот, какой всегда получается вред при равном или обратном соотношении».

И если мы сможем отделить зерна от плевел, то сможем избавиться и от воздействия со стороны информационных кампаний, сможем отличить тех, кто пытается лишь манипулировать и тех, кто пытается сделать что-то для нас.

Быть может, тогда мы станем истинно свободными и сможем сами решать, как нам жить?..

Автор: Бобрик Дарья
Источник: leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1325&page=1

Категория: Япония и Аниме | Опубликовано: SiNNeR 2010-05-07 | Редактор: Анимешница | Просмотров: 1221 | Рейтинг: 4.7/3