Акихабара: электронный рай
В 1951 году правительство вводит в действие новые законы о торговле в придорожных ларьках, и торговцы были вынуждены переместиться из своих палаток в магазинчики под воздвигнутой на сваях железнодорожной станцией. С этого момента начинается история непосредственно японской «Горбушки»*.
«Акихабара» звучит очень лирично, да, но сам квартал отнюдь не является символом красоты природы, напротив, он является собирательным образом всех достижений японской науки и техники, поставленных на службу обустройства быта. Акихабара - это безумный круговорот магазинов и магазинчиков, торгующих всем, чем только можно представить в сфере бытовой электроники и электротехники. В 1950-х годах, когда Япония стала постепенно оправляться от войны, и по стране, в целом поднялся уровень жизни, множество японцев стали покупать холодильники, телевизоры, стиральные машины и т. п.
За всем этим шли, разумеется, в Акихабару, т. к. товары поступали на прилавки сразу с заводских конвейеров, минуя множество посредников, что гарантировало поступление новинок без задержек, а также наиболее низкий уровень цен. Таким образом, торговый
центр приобретает всё большую известность как место, в котором можно приобрести самые новейшие бытовые приборы и электротехнику.
Но за периодом успеха, как правило, следует менее успешный период и постепенно оборот товаров, продаваемых в магазинах Акихабары, стал падать. Произошло это за счёт появления в пригородах Токио более дешёвых магазинчиков с электротехникой. Казалось, век Акихабары подходит к концу, но тут во главу стола встали компьютеры, и Акихабара превратилась в рай для любителей «железа». В 1994 году ПК и сопутствующие товары приносили куда больший доход, нежели электроприборы, таким образом, Акихабара выжила, реформировалась и продолжила идти вперёд, опережая требования клиентов. Целевая аудитория рынка также изменилась: если раньше в Акихабару приезжали целыми семьями, то теперь покупателями становились одиночки, ищущие какой-то определённый и подчас редкий товар.
Те старые магазинчики были узкими и не имели витрины как таковой, а товары был расставлены очень тесно, таким образом, покупателям приходилось расспрашивать продавца об ассортименте, но это нельзя назвать минусом, т. к. продавцы и покупатели вступали в очень тесный контакт, в результате которого и тот, и другой не были внакладе. Продавец получал свои деньги, а покупатель – исчерпывающую информацию об интересующем его товаре, помощь в выборе и, как следствие, сам товар.
Известность торговый квартал приобрёл за счёт электроники, необычайно популярным стал на волне «компьютеромании», а с 1998 года в Акихабару пришла индустрия аниме и процветает там, по сей день. Фигурки аниме-персонажей, манга, диски с аниме, видеоигры по любимым сериалам теперь занимают внушительную область, а компьютерщиков изрядно потеснили отаку. Впрочем, эти два направления человеческой деятельности подчас идут рука об руку и соединяются в одном и том же человеке, так что в Акихабаре ещё есть, где яблоку упасть.
Многие магазины продают товары, которых нет в наличии в обычных магазинах, к примеру, мангу начинающих мангак, а также косплейные костюмы: если Вам сильно понравился персонаж из какого-либо аниме (а также фильма или видеоигры), Вы без особого труда можете «перевоплотиться» в него, приобретя необходимый костюмчик.
Разумеется, помимо маленьких магазинчиков в Акихабаре есть и крупные торговые центры, в которых на данный момент ведётся беспошлинная торговля, что представляется весьма привлекательным для иностранцев, валом валящих поглазеть на заморскую диковинку. В последнее время, кстати, в Акихабаре куда чаще можно встретить иностранцев, чем коренных жителей – слава местного «блошиного бытового рынка» перешагнула через государственные границы и привлекла множество «гайдзинов» за новинками и достижениями технологий. При этом в Синдзюку и Сибуе открылись новые торговые центры, целые «электрические города», куда плавно перетекло за покупками бытовой техники и электроники коренное население. Акихабара таким образом всё больше специализируется на компьютерах, аниме и сопутствующих для этих направлений товарах.
Иностранцам, приезжающих в Акихабару в поисках «чего-нибудь эдакого» следует иметь в виду, что, во-первых, обменять валюту в Японии чуть-чуть сложно – сделать это можно в банках и только до трёх часов дня (у магазинчиков и магазинов Акихабары рабочий день куда более длительный и торговля прекращается около 7 вечера). При этом необходимо заполнить анкету с множеством подробностей и контактной информацией. Существуют также следующие варианты: обменять валюту в аэропорту, на почте или в отеле. Последний вариант для путешественников подходит куда больше. И, во-вторых, далеко не факт, что иностранцу продадут товар по той же цене, что и самим японцам. Достаточно вспомнить наших матрёшек на Красной площади, чтобы убедиться в правильности такого предположения.
Акихабара подстраивается под веяния времени, изменяется в соответствии с законом спроса и предложения, но вокруг квартала уже вплотную возвышаются высотные дома, маленькие магазинчики сносят в соответствии с имеющимся планом реформации, а на их месте строят офисы и огромные торговые магазины. При дальнейшем развитии ситуации в этом направлении Япония может лишиться одной из своих достопримечательностей, пусть не такой древней, как храмовые комплексы, или значимой, как императорский дворец, но также имеющей право на существование.
Источник: leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=939&page=1