Комиксы как путь к славе, или портрет успешного мангаки
Интерес к современной японской культуре в нашей стране растёт с каждым днём. Это продолжение общемировой тенденции компиляции западной и восточной цивилизаций. Одна из очевидных сторон этого процесса – рост популярности аниме. Про это уже много сказано и написано. Куда как меньше информации об искусстве «манга». А между тем нет более взаимосвязанных вещей чем аниме и манга . Но чур меня. Правильнее было бы напечатать «манга и аниме». Как никак чёрно-белый прародитель появился раньше своего более известного наследника. Своим успехом аниме, во многом, обязано феноменальной популярности манги на территории Японии. Популярности которая, к слову сказать, в новом тысячелетии только возросла.
Может быть последнее заявление показалось вам слишком громким. В таком случае вот некоторые факты: мангу в Японии читают все, везде и всегда, её аудитории от 5 то 105 лет; число художников специализирующихся на ней перевалило за 3000, а суммарный доход индустрии составляет более 1 млрд. долларов.
В России победоносное шествие манги только начинается. Тут она идёт следом за своим более молодым товарищем. Впрочем стоит сразу оговориться, как не все любители японского аниме с восторгом принимают мангу, так и некоторые манга-отаку с презрением смотрят на «мультики». Не будем путать эти понятия. Перед нами два абсолютно самостоятельных явления японской и, как не крути, мировой культуры. Наши издатели в последнее время проявляют всё больший интерес к манге, как к разумной и главное выгодной альтернативе западным комиксам. Появившиеся, благодаря «Сакура-пресс» и «Фабрике комиксов», профессиональные переводы, при всём моём уважении к самоотверженному труду любителей, дают надежду на перспективное будущее манги в России.
Кто же эти небожители пера и карандаша, заставившие по-новому взглянуть на припудренный нафталином жанр комикса? Большинство мангак, в особенности успешных, родом из Страны Восходящего Солнца. Но есть, есть молодая поросль и в Европе и, это особенно радует, у нас в стране, что в сочетание с растущей популярностью манги в мире выглядит весьма многообещающе. Это искусство благосклонное в начале к любителям, по мере их роста начинает предъявлять всё больше требований, как к таланту так и к мастерству, но самым главным становиться профессионализм. Впрочем начинающим мангакам не стоит бояться. В нашей стране конкуренция у них будет небольшая J. Что же касается грандов то в конце концов не боги горшки обжигают. Все они когда-то начинали с низов.
Румико Такахаси
Слава к этому автору пришла в далёком 1978 году. Молодая девушка всего 21 года отроду проявила удивительный талант, который не остался незамеченным. Под протекцией Казуйо Коике она выпускает сериал «Urusei Yatsura», чей совокупный тираж за 7 лет преодолел отметку в 22 миллиона экземпляров. Успех Такахаси не был делом случая. С самого детства она знала, кем хочет стать и целеустремлённо работала над собой. Её карьера началась с небольших рассказов и закончилась… Типун мне на язык. В свои пятьдесят с лишним она, как это принято говорить, полна задумок и творческих планов. Думаю есть все основания полагать, что новые творения этой женщины станут не менее известны, чем её главный шедевр «Ранма ½», популярный и у нас в стране. Сейчас Румико Такахаси одна из самых богатых женщин Японии. Её потрясающая работоспособность вылившаяся в более чем 100 миллионов копий принесла ей не только заслуженное признание, но и благосостояние.
Хаяо Миядзаки
Этот известный аниматор начинал свою карьеру, как и многие соратники по цеху, успешным мангакой. Но было бы несправедливо работу на этом поприще считать всего лишь стартовой площадкой. Скорее это особая веха в работе Хаяо Миядзаки. Родился он 5 января 1941 года в Токио. Тяжёлое детство и отрочество, пришедшиеся на Войну и оккупацию скажется на всём его последующем творчестве. Наиболее ярко это проявится в аниме «Мой сосед Тоторо», который принято считать во многом автобиографичным. Решение посвятить свою жизнь манга приходит к молодому Миядзаки в 1958 году после просмотра «HAKUJA DEN» (режиссера Yabushita Taiji, студия Toei Douga). Действительность того времени потребовала от будущего знаменитого режиссера получить «серьёзную» профессию и 1963 год он заканчивает выпускником университета Гакусюин, но политическая экономика степень, по которой он получил, его не очень-то привлекает. Всё время обучения Миядзаки активно посещает клуб любителей комиксов, а в том же 1963 году после трёхмесячных курсов становится фазовщиком в Toei Animation. Где на первых порах приходится работать практически на голом энтузиазме.
Масаси Кисимото
Рассказывая об манга-авторах нельзя не упомянуть о представителях современной плеяды. И особых слов, как мне кажется, здесь заслуживает относительно молодой Масаси Кисимото. Он заканчивает специализированное учебное заведение для мангак (счастье которого были лишены его предшественники). Однако первая его работа «Karakuri» не смотря на оригинальную рисовку не пользуется большой популярностью. Зато следующая увидевшая свет в 1999 году становится мега-хитом. Увлеченность ею можно смело приравнивать к болезни, распространяющейся с неотвратимостью эпидемии. Это «Naruto». Всего было выпущено более четырёхсот глав сразу ставших классикой жанра. Первоначальный успех требовал продолжения, и в 2002 году началась эпопея «Naruto» как аниме-сериала продолжающаяся и по сей день. Число эпизодов приближается к трёмстам, а конца края ещё не видно J. Чему впрочем несказанно рады миллионы отаку по всему миру.
Торияма Акира
Известность пришла Акира в 1980 году вместе с публикацией манги «Доктор Сламп». История ненормального учёного и девочки-робота сразу же привлекла внимание не только издателей и читателей, почти сразу на неё обратили внимание и студии. Менее чем через полтора месяца началась работа над одноименным аниме-сериалом . Это была удача. Но настоящая популярность приходит к мангаке в 1985 году с публикацией «Драконьего жемчуга». На этот раз всё сошлось идеально. Авторская рисовка прекрасно легла на литературную обработку древнекитайской легенды, пользующейся большой популярностью на Востоке. Эта манга послужила поистине неисчерпаемым источником вдохновения для аниме-режиссёров, которые выпустили в 444 эпизода и чёртову дюжину полнометражек. После этого Торияма Акира может с чистой совестью почивать на лаврах. Одна только продажа сувенирной продукции, связанной с известной мангой, принесла несколько миллиардов долларов. Но деньги не главное, гораздо примечательнее, что Акира стал одним из двух мангак, чьи работы удостоились чести экспонироваться в мировых музеях современного искусства.
Сётаро Исиномори
Манга-индустрия, несмотря на свою относительную молодость уже обзавелась и классическими произведениями и собственными классиками. Один из них Сётаро Исиномори. Причём он проявил себя не только как художник и манга-автор, но и как популязатор этого вида искусства. Большой вклад в распространение манги Исиномори внёс на посту руководителя «Японской Ассоциации Авторов Комиксов». Но отаку он известен в первую очередь как автор целой серии, получивших признание, японских комиксов. Самая известная его манга вышла в 1972 году под названием «Наездник в маске». Любопытно, что первые работы этот талантливый автор публикует уже в двенадцать лет! В 1966 году выпустив мангу «Введение в японскую экономику в картинках» Исиномори становится основоположником целого жанра манга-учебников. Думается нашим твердолобым чиновником от образования, вместо того чтобы в штыки принимать всё новое стоит, как следует задуматься над альтернативными способами подачи материала. И чем чёрт не шутит, возможно, следует обратить внимание на этот опыт.
У нас в стране к манге относятся, как к чему-то в высшей степени несерьёзному. Начинающих мангак это не должно смущать. Как и то, что многие авторы японских комиксов после первых успехов спешат уходить в аниме. Думается, что Л.Н.Толстой появись у него такая возможность, с радостью принял бы участие в экранизации «Войны и Мира». И мне кажется, это у него получилось бы удачнее многих современных горе-режиссеров. При этом вряд ли кому-то пришло бы в голову принижать гениальность его литературных работ. Поэтому беру на себя смелость обратиться ко всем интересующимся мангой – «Берите чистый листок, карандаш и творите. Нет лучшего способа самовыражения, чем манга – симбиоз живописи и литературы».
Автор: Dimas
Источник: nihonsekai.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=516&Itemid=190