8, 9, 3 или Якудза
Термин «якудза» пришёл из японской карточной игры «ойтё-кабу», в которую играют картами ханафуда и кабуфуда, и означает «никчёмный». Так же, как в игре в «баккара», значения карт складываются вместе, и последняя цифра суммы считается количеством очков. Худшее сочетание карт в игре: восьмёрка, девятка и тройка, что даёт в сумме 20 и 0 очков. В традиционной японской форме счёта эти числа называются соответственно «я», «ку» и «са», откуда и возникло слово «якудза». Якудза взяли себе это наименование, так как игрок, имеющий на руках такую взятку, должен обладать самым большим умением и, очевидно, большой удачей, чтобы выиграть (так как взятка является наихудшей из того, что можно получить, только совершенный мастер способен преодолеть своё невезение и выиграть). Название, таким образом, использовалось для обозначения выдержки человека.
В современном японском языке «восемь-девять-три» произносится как «хати-кю-сан», иногда именно так называют якудза теперь.
История относит нас в средние века в феодальную Японию времен правления клана Токугава. После легендарной битвы при Сэкигахара, когда войска Токугава Иэясу сокрушили Исиду Мицунари, феодальные междоусобицы закончились, Токугава Иэясу окончательно объединил страну, и на японской земле наконец-то воцарилась относительно мирная пора. Огромная армия численностью около 500 тысяч человек осталась без «работы» и за ненадобностью была распущена. Это привело к тому, что в стране появились ронины – самураи, оставшиеся без сюзеренов, т. е. хозяев.
Ясное дело, что ронины кроме как воевать больше ничего не умели делать (а может и не хотели переучиваться на мирные профессии), плюс ко всему - государство изолировало страну от внешнего мира и ввело значительные ограничения на внешнеэкономические связи, что повлекло за собой подъем торговли внутри страны и развитие сельского хозяйства. Поэтому произошло усиление влияния торговцев как класса, а значимость самураев, наоборот уменьшилась. Можно даже сказать, что самураи впали в определенную зависимость, так как жалование им выплачивалось в натуральном выражении, то есть рисом, который они вынуждены были продавать на рынках, что вообще изначально считалось для воина унизительным.
Чтобы избавиться от позорного для них занятия торговлей, многие самураи начали применять силовые методы для обеспечения своего существования. Помимо этого, высокие налоги, голод и природные катаклизмы привели к тому, что общественная ситуация в стране накалилась, а это, в свою очередь повлекло снижение планки моральных ценностей для многих самураев, которые начали заниматься противозаконной деятельностью. Они собирались в банды и занимались грабежами мирных крестьян, торговцев, путников; особо крупные группировки нападали на деревни, а то и на целые города. В напоминание того, кому сёгун Токугава обязан своей властью, они стали в насмешку называть себя «слугами сёгуна» – хатамото-якко. В народе же им дали прозвище кабуки-моно, что значит «клоуны» или «сумасшедшие». Такое название было связано с тем, что эти банды имели особые «театральные» прически и вычурные одежды, характерные для представлений театра Кабуки той эпохи.
Государство в ту пору не могло обеспечить безопасность простых граждан в полной мере, так было занято контролем изолированности Японии от внешнего мира. Лучшие силы были сосредоточены на выявлении всякого рода мнимых и реальных шпионов и врагов государственной власти. Поэтому органы правопорядка были плохо экипированы и вооружены, многие представители полицейского ведомства даже не были должным образом обучены. Начали создаваться своего рода дружины или отряды самообороны, которые именовались мати-якко («городские стражи»). Их задачей стало противодействие и защита от банд кабуки-моно. Однако, в ряды мати-якко вступали отнюдь не самые хорошие люди, – основу городских стражей составляли неблагонадежные мелкие городские хулиганы, авантюристы, задиры, любители поножовщины и т. д.
Однозначными действия отрядов мати-якко не назовешь. С одной стороны, «городские стражи» пользовались любовью и уважением простого люда, так как одержали некоторое количество убедительных побед над кабуки-моно и, подобно Робин Гуду, считались народными героями, в чью честь слагались легенды и ставились театральные постановки. С другой стороны, из-за контингента, входящего в состав мати-якко, была и обратная сторона медали: большую часть времени они совершали хулиганские выходки, употребляли спиртное и развлекались азартными играми. Более того, бывали случаи, когда мати-якко приходили в разоренную ронинами деревню и довершали черное дело, начатое их противниками, при этом крестьян ждала голодная смерть.
Власти не обращали особого внимания на такое разнузданное поведение мати-якко, поэтому иногда такие грабежи даже поощрялись правительством в целях большей лояльности городских стражей к власти. Таким образом, сёгунат пытался расправиться с бесчинствующими кабуки-моно руками мати-якко. И это можно понять, потому что для сёгуната Токугава гораздо большей опасностью представлялись пусть и бывшие, но хорошо обученные воины регулярной армии, чем хаотично наспех организованные городские стражи. По-видимому, ронины, несмотря на свой боевой опыт, но, не имея поддержки сёгуната, и проиграли новоявленным мати-якко именно из-за отсутствия материальной базы и своей разобщенности. Вопреки ожиданиям правительства после одержанных побед над бандами кабуки-моно отряды городских стражей даже и не подумывали о расформировании. И по истечению некоторого времени они стали одной из общественных прослоек, которая - дала старт якудза.
Помимо мати-якко существовало еще два характерных типа групп, занимавшихся не совсем законной, а зачастую и прямо незаконной деятельностью: тэкия и бакуто. Проследим происхождение и историю развития каждого из этих явлений.
Изначально тэкия произошли от яси – путешествующих по всей Японии «знахарей», которые торговали различными растительными снадобьями, настойками и т. д. Постепенно ассортимент их товаров ширился, и их стали называть тэкия («коробейник»). Применительно к терминологии средневековья это слово можно перевести как «коробейники», хотя в современном понимании тэкия имеет два основных значения: 1. торговец подделками, жулик; 2. уличный торговец, лоточник. И действительно товары, предлагаемые тэкия, в основном являлись плохими, некачественными, поддельными, а то и вовсе краденными.
Само собой разумеется, что тэкия начали подвергаться расправам со стороны недовольных и обманутых покупателей. Кроме того, сам бизнес предполагал переезды, поэтому нередки были случаи грабежей. Чтобы избежать подобных проблем, коробейники начали организовываться в группы. Соответственно торговля начала приобретать более упорядоченный характер, а тэкия начали контролировать рынки и ярмарки, введя арендную плату за торговые места, охрану и обеспечение безопасности торгующих. Считается, что именно в среде тэкия и зародились современные отношения внутри структуры якудза оябун-кобун, то есть иерархическая система, предписывающая подчинение всех главе семейства, младшего по статусу старшему: оябун («шеф»), вакагасира («второй человек, заместитель»), офицеры, рядовые и ученики. В конце концов, влияние тэкия стало настолько велико, что с середины XVIII власти официально признали эти организации, а их главам было разрешено иметь фамилии и носить при себе два меча, что до этого считалось привилегией исключительно самурайского сословия и аристократии.
Приняв официальный статус, тэкия поняли свою безнаказанность и из благого дела защиты торговцев переориентировались на обычное вымогательство, а попросту рэкет, когда они вымогали денежные средства с тех же торговцев, которых по идее должны были защищать. Говоря современным языком, они стали «крышей» рынков и ярмарок, распределив между своими группировками подконтрольные им торговые площадки.
После великой войны Япония нуждалась в восстановлении и модернизации инфраструктуры. Стране необходимы были новые дороги, ирригационные системы и другие коммуникации. Так как средств на всё это зачастую не хватало, правительство Токугава пошло на хитрость, и, хотя игорный бизнес не был легально разрешен, стало нанимать профессиональных карточных игроков бакуто для того, чтобы они отыгрывали деньги, которые рабочие, занятые на постройке различных сооружений, получали в качестве жалования. Зачастую получалось так, что рабочий просаживал все заработанные деньги за карточным столом, а следующее жалование ему выплачивали его же деньгами, которые он проиграл накануне. Таким же способом привлекалась и новая рабочая сила, – если бакуто видели праздношатающегося бездельника, его обманом завлекали в игорное заведение, обирали до нитки, да еще и загоняли в долги, чтобы затем он выплачивал долг, бесплатно трудясь на какой-нибудь стройке. Таким образом, можно сделать вывод, что распространение бакуто делалось по указке сверху, тем самым, создавая практически бесплатную рабочую силу.
Самой распространенной и популярной считалась игра ойтё-кабу, напоминающая по принципу наше «двадцать одно» или американскую игру «blackjack». Суть игры заключалась в следующем: играющим раздавалось по три карты, выигравшим становился тот, у которого последняя цифра суммы трех карт была больше. Самая неудачная комбинация карт, которая могла выпасть игроку – восьмерка, девятка и тройка, то есть в сумме 20 и последняя цифра 0. Такая комбинация называлась по-японски я-ку-са (на старояпонском я – восемь, ку – девять, са – три). На жаргоне бакуто - это означало «что-то бесполезное, не имеющее смысла», поэтому тех, кому в силу своих шулерских или иных профессиональных карточных талантов удавалось при таком раскладе победить, стали называть якудза, что впоследствии и стало названием японской мафии.
До реставрации Мэйдзи якудза просуществовали в относительно неизменном виде. С утратой власти сёгунатом завершился период изоляции Японии от внешнего мира, и начались процессы реформирования, причем реформирования европеизированного, что привело к большей степени демократизации страны восходящего солнца. Это послужило стимулом к развитию торговли, и особенно мелкого и среднего предпринимательства, что стало благодатной почвой для рэкета и вымогательства в свете того, что традиционный источник дохода якудза – игорный бизнес был запрещен, а власти ужесточили меры контроля в этом направлении. Коренные изменения затронули всё общество, а вместе с ним и преступную среду.
К тому времени уже отпала необходимость в мати-якко, отряды которых были расформированы. Существовавшие же отдельно бакуто и тэкия начали сливаться в одну группировку, открывая для себя всё новые сферы деятельности. Например, в результате реформ были разрешены политические партии, и политическая сцена оказалось как нельзя кстати для применения преступниками своих не дюжих способностей, а главное средств, с помощью которых они реализовывали их. Якудза оказались эффективным инструментом в руках политиков, которые давали им определенные послабления в обмен на услуги шантажа, подкупа, запугивания избирателей, устранения политических конкурентов.
В политическом смысле для якудза наиболее близки были взгляды милитаристов и ультра-националистов, более известных как «правое крыло» или уёку, которым якудза (в обмен на лояльное к себе отношение) поставляли людей для осуществления тех или иных насильственных действий, так как уёку считали насилие одним средств достижения политических целей. Но с началом Второй мировой войны правящая милитаристская верхушка решила, что якудза слишком много дозволено, поэтому большинство членов банд были мобилизованы в армию, остальные же угодили за решетку.
С окончанием войны отмечается появление нового типа групп якудза – гурэнтай, банд воинствующих молодчиков, которые захватили весь черный рынок Японии. В послевоенной разрухе, в которой находилась страна, не было необходимых товаров, что и привело к обширному развитию нелегальной торговли. И даже администрация американских оккупационных сил не могла повлиять на ситуацию и взять якудза под свой контроль, признав, что не может ничего поделать с набирающей обороты организованной преступностью. Можно сказать, что якудза «американизировались» – внешне они всё более стали походить на американских гангстеров, да и по методам работы не уступали им. В начале 60-х годов двадцатого века численность якудза составляла немногим менее двухсот тысяч человек, входящих в более чем пять тысяч различных группировок. Это было больше чем численность Сил Самообороны Японии!
Помимо того, что якудза постоянно терроризировали мирное население, нередки были и конфликты между самими преступными группировками. Положить конец бесчинствованиям и «упорядочить» преступный мир Японии удалось человеку по имени Кодама Ёсио, бывшему ультра-националисту, который в военное время был советником премьер-министра. После заключения под стражу американскими оккупационными силами он стал работать на разведку США, что впоследствии пригодилось ему в сглаживании противостояния американцев и якудза. Кроме того, в середине 60-х годов именно он стал главной фигурой, которая положила конец распрям между кланами, выступив парламентером в примирении главных мафиозных структур послевоенной Японии. В эдакую заслугу ему можно поставить то, что клановая система якудза приобрела тот вид, в котором пребывает и по сей день.
В начале 90-х годов японское правительство приняло так называемый «Акт о предотвращении незаконных действий членов преступных группировок», в котором был однозначный запрет на «крышевание» бизнеса, бывшим главным источником дохода якудза, а также было дано определение организованной преступной группировке – борёкудан. Это вызвало протесты якудза, которые с течением десятилетий довольно твердо интегрировались во все теневые сферы экономики, общества и государства. Но правительство настояло на своем и, получив поддержку общественности, не стало менять свою позицию.
В основе организации якудза лежит традиционная для Японии мужская клановая организация: «отец – дети» и «старшие братья - младшие братья». Глава клана называется оябун («шеф») или кумитё («старший начальник»). Он - начальник всех и над всеми.
Далее в иерархии следуют сайко комон («старший советник»), со-хомбутё («глава штаб-квартиры»), вакагасира («второй человек, заместитель»), фуку-хомбутё («помощник шефа»). Все они командуют некоторым количеством банд, и их влияние определяется количеством «подотчетных штыков». Если кумитё погибает, один из его подчиненных занимает его место.
Также кумитё подчиняются комон (советники), сингиин (консультанты), кумитё хисё (секретари) и кайкэй (бухгалтеры).
Непосредственно банды состоят из старших бригадиров сятэй («младшие братья»), младших бригадиров вакасю («юнцы») и простых якудза. В каждую из них входит примерно от 20 до 200 человек. Соответственно, в клан могут входить десятки тысяч якудза. Такой клан может контролировать несколько городов.
Существуют и независимые банды, не входящие в кланы. Однако создать такую банду исключительно трудно - вся территория уже поделена. Одинокий же якудза выжить не может вообще.
При приеме в клан совершается обряд сакадзуки - шеф и новый член клана пьют из одной чашечки сакэ. Так они становятся членами одной семьи.
Для узнавания друг друга и «отличения» от толпы якудза часто носят значки с «даймон» - эмблемой, гербом клана. Якудза-руководители имеют право носить золотые даймон.
Связь каждого члена клана подчинена иерархии (sakazuki): на самой вершине находится кумитё и контролирует различных сайко-комон, которые в свою очередь контролируют своих собственных подчинённых в разных районах или городах. У сайко-комон существуют свои собственные подчинённые, включая боссов младшего уровня, консультантов, бухгалтеров и др. Те, кто получил имя от оябуна являются частью одной большой семьи и ранжируются от младших до старших братьев. Вместе с тем каждый кобун может выступать в качестве оябуна для более низкого по рангу клана, который также может стать основой для появления ещё более низко-рангового подразделения. В Ямагути-гуми, которая управляет приблизительно 2500 фирмами и 500 кланами якудза, есть даже организации пятого ранга.
В политическом смысле якудза обычно считают себя ультраправыми. Они выступают за традиционные семейные ценности, за возвращение политики милитаризма, за возрождение самурайских традиций.
Для якудза очень важно разделение на якудза и катаги – «лохов», всех, кто не является якудза. Поскольку якудза возводят свою историю к «защитникам справедливости», традиционные законы якудза запрещают убивать катаги. Все остальное (рэкет, шантаж, грабеж, изнасилование) разрешается. Также разрешается убивать катаги, угрожающих деятельности клана.
Разумеется, якудза разрешается убивать других якудза. В случае войн между кланами дело иногда доходит до использования тэпподама - киллеров-камикадзе.
В клан якудза не входят женщины. Якудза вообще не доверяют женщинам - они считают, что женщины должны сидеть дома и заботиться о семье. В клане уважают только жен кумитё. Их называют «старшие сестры» (анэ-сан) и иногда с ними советуются, если кумитё в тюрьме или в больнице. Прочие же женщины, особенно не связанные с якудза, считаются «подстилками», и обращаются с ними соответственно.
Самое главное для якудза - личная честь, считающаяся производной от чести клана. Якудза не переносят, когда их оскорбляют или унижают. За экзотическими исключениями, якудза никогда не признают ошибок и не оправдываются. Опозоривший себя якудза может быть приговорен к отрубанию фаланги пальца, смерти, изгнан из шайки и так далее. Молодым якудза предписывается ничего не желать для себя и работать только на благо клана.
Взаимопомощь и поддержка друг друга также считается очень важной. Если якудза попадает в тюрьму, весь клан пытается помочь ему освободиться. Прикрыть «коллегу» считается большой доблестью.
Кланы якудза с большими традициями любят изображать из себя защитников обездоленных. Так Ямагути-гуми, один из самых больших кланов со штаб-квартирой в Кобе, оказал родному городу большую помощь после землетрясения 1995 года.
Кодекс поведения якудзы во многом воспроизводил кодекс самураев средневековья. Якудза должен был стоически переносить голод, боль, тюремное заключение. Насильственная смерть поэтизировалась, воспринималось как трагическая фатальность. Преуспевающие гловари якудза - оябуны культивировали традиции и образ жизни самураев: изучали литературу, владение мечами и т. п. Кодекс поведения запрещал заниматься деятельностью, непосредственно не связанной с интересами группы, требовал строжайшей секретности и безупречной преданности боссу. Так же в кодекс входят следующие запреты:
- член якудза обязан не посягать на женщину, принадлежащую другому члену группы;
- не заниматься ни чем иным, кроме «бизнеса» группы, даже под угрозой голода;
- не выдавать секреты группы полиции в случаи задержания;
- не пользоваться обычным языком, употреблять специальный «жаргон».
Якудза уже в течение столетий используют обширные татуировки как знак принадлежности к какой-либо группе, а также чтобы обозначить своё положение в группе. Кроме того, при вступлении в якудза крестьяне и ремесленники получали новые, воинственно звучащие имена, такие как Тигр и журавль, Девять драконов, Ревущая буря и т. д., которые затем наносились в виде картин на спину или грудь. Всё это часто дополнялось художественными излишествами и нередко узорами покрывалось всё тело вплоть до головы, кистей рук и ступней, а также область гениталий (такая татуировка, выполненная «в цвете», называется ирэдзуми). И до наших дней татуировки ассоциируются в Японии с якудза, притом людям с татуировками зачастую запрещён вход в места общественного купания. На самом же деле татуированный якудза давно превратился в штамп общественного сознания, имеющий мало общего с реальностью, ибо после официального запрета якудза никто из них не старается привлечь внимание окружающих.
В случае совершения якудза ошибки, приведшей к «потере лица», он обязан её искупить, при этом он отрубает себе фалангу пальца с помощью танто и молотка. Как правило, начинают с первой фаланги мизинца левой руки. Этот ритуал берёт своё начало ещё с тех времён, когда меч был жизненно необходим. С каждой потерянной фалангой владение мечом становилось хуже, и так до тех пор, пока, наконец, управляться с мечом становилось совершенно невозможно. У старых якудза часто отсутствуют некоторые фаланги пальцев, что они скрывают с помощью протезов, чтобы не выдавать свою принадлежность к уголовному миру.
Значительно более радикальным видом расплаты является сэппуку, ритуальное самоубийство путём вспарывания живота. Было популярно в среде самураев и солдат как наказание за проступки, иногда его совершали также и якудза.
Другим известным церемониалом у якудза является совместное распитие сакэ – таким образом скрепляется братская клятва между отдельными якудза или целыми мафиозными кланами. Этот ритуал не является особенностью мира якудза и обычно встречается в традиционной японской синтоистской свадьбе и, возможно, был частью побратимских отношений.
Жизнь и бизнес якудза - традиционные темы японского жанрового кино и манги (в аниме они встречаются достаточно редко). Для японского менталитета непреклонные люди, не уважающие ничего, кроме законов семьи и чести, - любимые трагические герои, единственное оставшееся воплощение подлинно самурайского духа. С другой стороны, они - преступники, мешающие людям спокойно жить и работать, считающие себя хозяевами жизни.
Как и многие другие этнические преступные группировки образ якудза популярен в современной массовой культуре. Так в Японии и в мире очень известна серия фильмов о якузда с известным японским актёром Такэси Китано — Брат якудзы и другие. Также вопрос о якудза рассматривался во многих известных боевиках таких как: Война, Убить Билла и Тройной форсаж: Токийский Дрифт. Образ якудза также очень популярен в компьютерных играх, преимущественно японских, американских. Так в играх Tekken (в 1,2 и 6 части) и Yakuza главные герои являются якудза. В таких играх обычно обыгрывается проблема семейных отношений в кланах и выбор между добром и злом главных героев.
Оядзи (Oyaji) – «Отец», начальник.
Кёдай (Kyoudai) – «Брат», коллега.
Камбу (Kanbu) – «Начальство», якудза высокого ранга.
Досу (Dosu) - Самурайский меч, все еще используемое некоторыми якудза оружие.
Тяка (Chaka) или Хадзики (Hajiki) - Огнестрельное оружие (обычно - пистолеты).
Сябу (Shabu) - Наркотики.
Сима (Shima) - Рэкет на определенной территории.
Номия (Nomiya) - Нелегальное букмекерство на ипподроме. Часто не только нелегальное, но и нечестное. Букмекеры-номия легко могут отказаться выплачивать выигрыш.
Киритори (Kiritori) - Выбивание долгов.
Юсури (Yusuri) - Шантаж.
Цуцумотасэ (Tsutsumotase) – «Хипес», форма вымогательства. Женщина приводит «лоха» домой, а затем является «оскорбленный муж» и требует отступного.
Сэнсо (Senso) - Война кланов якудза.
Тэути (Teuchi) - Перемирие в войне кланов.
Сацу (Satsu) или Пори (Pori) - Полиция.
Фуда (Fuda) - Ордер на арест или обыск.
Оцутомэ (Otsutome) - Заключение под стражу.
Кагэтёфу (Kagechoufu) - Денежная помощь, которую оказывает клан якудза попавшему в тюрьму.
Ронин - (букв. «блуждающие волны», «странник») — деклассированный самурай феодального периода Японии (1185—1868), потерявший покровительство своего сюзерена, либо не сумевший уберечь своего господина от смерти. Этимология термина ронин восходит к периодам Нара и Хэйан, когда он означал слуг, бежавших с земель своего господина. В редких случаях — странник, не имеющий над собой чужой власти, свободный воин. В современной Японии слово «ронин» зачастую употребляют как метафору для обозначения человека, провалившего вступительные экзамены в высшие учебные заведения. Такие «ронины» обычно вынуждены посещать подготовительные курсы, чтобы набрать проходной балл в будущем. Очевидно, таких людей называют ронинами потому, что у них нет «своей» школы, как у исторических ронинов не было сюзеренов. Кроме того, существует сходство в их позорном положении, да и уровень самоубийств среди современных «ронинов» существенно выше, чем у их более удачливых конкурентов.
Ханафуда - буквально переводится с японского как «цветочные карты».
История японских карт восходит к XVII веку, когда португалец Франсиско Хавьер высадился в Японии. Он-то и познакомил японцев с европейскими игральными картами. Карты стали очень популярны в Японии, причем из-за их азартности карты неоднократно запрещали власти. Для этого и были придуманы специальные «цветочные карты» – ханафуда.
Колода карт ханафуда состоит из 48 карт, поделенных на 12 мастей по 4 карты в каждой масти. Каждая масть названа по месяцу года, с января по декабрь, изображения цветов или деревьев, а также животных и других символов символизируют их отождествление с конкретным месяцем года. По размеру карты ханафуда меньше европейских карт. Их размер, примерно 5,4х3,2 см., но чуть толще, чем привычные европейцам карты.
Кабуфуда - дословно переводится как «девять карт» и используются в азартных играх, в основном ойтё-кабу или техонбики. Как и ханафуда они меньше и толще по сравнению с западными игральными картами. В колоде всего 40 карт, с номерами 1 до 10, четыре карты на каждую цифру.
Ойтё-кабу - традиционная японская карточная игра, напоминающая западные «блэк-джек» или «баккару». Обычно ее играют в специальные карты кабуфуда. Но довольно часто вместо кабуфуда используют ханафуда, предварительно исключив два последних месяца. (Не исключена возможность играть и классическими западными картами, нужно лишь убрать вальтов, дам и королей, а тузы считать за единицу).
Источник 1 - из данного ресурса взято пояснение происхождения слова «якудза», а так же некоторые обычаи и ритуалы В современном японском языке «восемь-девять-три» произносится как «хати-кю-сан», иногда именно так называют якудза теперь.
История происхождения
История относит нас в средние века в феодальную Японию времен правления клана Токугава. После легендарной битвы при Сэкигахара, когда войска Токугава Иэясу сокрушили Исиду Мицунари, феодальные междоусобицы закончились, Токугава Иэясу окончательно объединил страну, и на японской земле наконец-то воцарилась относительно мирная пора. Огромная армия численностью около 500 тысяч человек осталась без «работы» и за ненадобностью была распущена. Это привело к тому, что в стране появились ронины – самураи, оставшиеся без сюзеренов, т. е. хозяев.
Ясное дело, что ронины кроме как воевать больше ничего не умели делать (а может и не хотели переучиваться на мирные профессии), плюс ко всему - государство изолировало страну от внешнего мира и ввело значительные ограничения на внешнеэкономические связи, что повлекло за собой подъем торговли внутри страны и развитие сельского хозяйства. Поэтому произошло усиление влияния торговцев как класса, а значимость самураев, наоборот уменьшилась. Можно даже сказать, что самураи впали в определенную зависимость, так как жалование им выплачивалось в натуральном выражении, то есть рисом, который они вынуждены были продавать на рынках, что вообще изначально считалось для воина унизительным.
Хатомото-Якко
Чтобы избавиться от позорного для них занятия торговлей, многие самураи начали применять силовые методы для обеспечения своего существования. Помимо этого, высокие налоги, голод и природные катаклизмы привели к тому, что общественная ситуация в стране накалилась, а это, в свою очередь повлекло снижение планки моральных ценностей для многих самураев, которые начали заниматься противозаконной деятельностью. Они собирались в банды и занимались грабежами мирных крестьян, торговцев, путников; особо крупные группировки нападали на деревни, а то и на целые города. В напоминание того, кому сёгун Токугава обязан своей властью, они стали в насмешку называть себя «слугами сёгуна» – хатамото-якко. В народе же им дали прозвище кабуки-моно, что значит «клоуны» или «сумасшедшие». Такое название было связано с тем, что эти банды имели особые «театральные» прически и вычурные одежды, характерные для представлений театра Кабуки той эпохи.
Мати-Якко
Государство в ту пору не могло обеспечить безопасность простых граждан в полной мере, так было занято контролем изолированности Японии от внешнего мира. Лучшие силы были сосредоточены на выявлении всякого рода мнимых и реальных шпионов и врагов государственной власти. Поэтому органы правопорядка были плохо экипированы и вооружены, многие представители полицейского ведомства даже не были должным образом обучены. Начали создаваться своего рода дружины или отряды самообороны, которые именовались мати-якко («городские стражи»). Их задачей стало противодействие и защита от банд кабуки-моно. Однако, в ряды мати-якко вступали отнюдь не самые хорошие люди, – основу городских стражей составляли неблагонадежные мелкие городские хулиганы, авантюристы, задиры, любители поножовщины и т. д.
Однозначными действия отрядов мати-якко не назовешь. С одной стороны, «городские стражи» пользовались любовью и уважением простого люда, так как одержали некоторое количество убедительных побед над кабуки-моно и, подобно Робин Гуду, считались народными героями, в чью честь слагались легенды и ставились театральные постановки. С другой стороны, из-за контингента, входящего в состав мати-якко, была и обратная сторона медали: большую часть времени они совершали хулиганские выходки, употребляли спиртное и развлекались азартными играми. Более того, бывали случаи, когда мати-якко приходили в разоренную ронинами деревню и довершали черное дело, начатое их противниками, при этом крестьян ждала голодная смерть.
Власти не обращали особого внимания на такое разнузданное поведение мати-якко, поэтому иногда такие грабежи даже поощрялись правительством в целях большей лояльности городских стражей к власти. Таким образом, сёгунат пытался расправиться с бесчинствующими кабуки-моно руками мати-якко. И это можно понять, потому что для сёгуната Токугава гораздо большей опасностью представлялись пусть и бывшие, но хорошо обученные воины регулярной армии, чем хаотично наспех организованные городские стражи. По-видимому, ронины, несмотря на свой боевой опыт, но, не имея поддержки сёгуната, и проиграли новоявленным мати-якко именно из-за отсутствия материальной базы и своей разобщенности. Вопреки ожиданиям правительства после одержанных побед над бандами кабуки-моно отряды городских стражей даже и не подумывали о расформировании. И по истечению некоторого времени они стали одной из общественных прослоек, которая - дала старт якудза.
Помимо мати-якко существовало еще два характерных типа групп, занимавшихся не совсем законной, а зачастую и прямо незаконной деятельностью: тэкия и бакуто. Проследим происхождение и историю развития каждого из этих явлений.
Тэкия
Изначально тэкия произошли от яси – путешествующих по всей Японии «знахарей», которые торговали различными растительными снадобьями, настойками и т. д. Постепенно ассортимент их товаров ширился, и их стали называть тэкия («коробейник»). Применительно к терминологии средневековья это слово можно перевести как «коробейники», хотя в современном понимании тэкия имеет два основных значения: 1. торговец подделками, жулик; 2. уличный торговец, лоточник. И действительно товары, предлагаемые тэкия, в основном являлись плохими, некачественными, поддельными, а то и вовсе краденными.
Само собой разумеется, что тэкия начали подвергаться расправам со стороны недовольных и обманутых покупателей. Кроме того, сам бизнес предполагал переезды, поэтому нередки были случаи грабежей. Чтобы избежать подобных проблем, коробейники начали организовываться в группы. Соответственно торговля начала приобретать более упорядоченный характер, а тэкия начали контролировать рынки и ярмарки, введя арендную плату за торговые места, охрану и обеспечение безопасности торгующих. Считается, что именно в среде тэкия и зародились современные отношения внутри структуры якудза оябун-кобун, то есть иерархическая система, предписывающая подчинение всех главе семейства, младшего по статусу старшему: оябун («шеф»), вакагасира («второй человек, заместитель»), офицеры, рядовые и ученики. В конце концов, влияние тэкия стало настолько велико, что с середины XVIII власти официально признали эти организации, а их главам было разрешено иметь фамилии и носить при себе два меча, что до этого считалось привилегией исключительно самурайского сословия и аристократии.
Приняв официальный статус, тэкия поняли свою безнаказанность и из благого дела защиты торговцев переориентировались на обычное вымогательство, а попросту рэкет, когда они вымогали денежные средства с тех же торговцев, которых по идее должны были защищать. Говоря современным языком, они стали «крышей» рынков и ярмарок, распределив между своими группировками подконтрольные им торговые площадки.
Бакуто
После великой войны Япония нуждалась в восстановлении и модернизации инфраструктуры. Стране необходимы были новые дороги, ирригационные системы и другие коммуникации. Так как средств на всё это зачастую не хватало, правительство Токугава пошло на хитрость, и, хотя игорный бизнес не был легально разрешен, стало нанимать профессиональных карточных игроков бакуто для того, чтобы они отыгрывали деньги, которые рабочие, занятые на постройке различных сооружений, получали в качестве жалования. Зачастую получалось так, что рабочий просаживал все заработанные деньги за карточным столом, а следующее жалование ему выплачивали его же деньгами, которые он проиграл накануне. Таким же способом привлекалась и новая рабочая сила, – если бакуто видели праздношатающегося бездельника, его обманом завлекали в игорное заведение, обирали до нитки, да еще и загоняли в долги, чтобы затем он выплачивал долг, бесплатно трудясь на какой-нибудь стройке. Таким образом, можно сделать вывод, что распространение бакуто делалось по указке сверху, тем самым, создавая практически бесплатную рабочую силу.
Самой распространенной и популярной считалась игра ойтё-кабу, напоминающая по принципу наше «двадцать одно» или американскую игру «blackjack». Суть игры заключалась в следующем: играющим раздавалось по три карты, выигравшим становился тот, у которого последняя цифра суммы трех карт была больше. Самая неудачная комбинация карт, которая могла выпасть игроку – восьмерка, девятка и тройка, то есть в сумме 20 и последняя цифра 0. Такая комбинация называлась по-японски я-ку-са (на старояпонском я – восемь, ку – девять, са – три). На жаргоне бакуто - это означало «что-то бесполезное, не имеющее смысла», поэтому тех, кому в силу своих шулерских или иных профессиональных карточных талантов удавалось при таком раскладе победить, стали называть якудза, что впоследствии и стало названием японской мафии.
До реставрации Мэйдзи якудза просуществовали в относительно неизменном виде. С утратой власти сёгунатом завершился период изоляции Японии от внешнего мира, и начались процессы реформирования, причем реформирования европеизированного, что привело к большей степени демократизации страны восходящего солнца. Это послужило стимулом к развитию торговли, и особенно мелкого и среднего предпринимательства, что стало благодатной почвой для рэкета и вымогательства в свете того, что традиционный источник дохода якудза – игорный бизнес был запрещен, а власти ужесточили меры контроля в этом направлении. Коренные изменения затронули всё общество, а вместе с ним и преступную среду.
К тому времени уже отпала необходимость в мати-якко, отряды которых были расформированы. Существовавшие же отдельно бакуто и тэкия начали сливаться в одну группировку, открывая для себя всё новые сферы деятельности. Например, в результате реформ были разрешены политические партии, и политическая сцена оказалось как нельзя кстати для применения преступниками своих не дюжих способностей, а главное средств, с помощью которых они реализовывали их. Якудза оказались эффективным инструментом в руках политиков, которые давали им определенные послабления в обмен на услуги шантажа, подкупа, запугивания избирателей, устранения политических конкурентов.
В политическом смысле для якудза наиболее близки были взгляды милитаристов и ультра-националистов, более известных как «правое крыло» или уёку, которым якудза (в обмен на лояльное к себе отношение) поставляли людей для осуществления тех или иных насильственных действий, так как уёку считали насилие одним средств достижения политических целей. Но с началом Второй мировой войны правящая милитаристская верхушка решила, что якудза слишком много дозволено, поэтому большинство членов банд были мобилизованы в армию, остальные же угодили за решетку.
Гурентай
С окончанием войны отмечается появление нового типа групп якудза – гурэнтай, банд воинствующих молодчиков, которые захватили весь черный рынок Японии. В послевоенной разрухе, в которой находилась страна, не было необходимых товаров, что и привело к обширному развитию нелегальной торговли. И даже администрация американских оккупационных сил не могла повлиять на ситуацию и взять якудза под свой контроль, признав, что не может ничего поделать с набирающей обороты организованной преступностью. Можно сказать, что якудза «американизировались» – внешне они всё более стали походить на американских гангстеров, да и по методам работы не уступали им. В начале 60-х годов двадцатого века численность якудза составляла немногим менее двухсот тысяч человек, входящих в более чем пять тысяч различных группировок. Это было больше чем численность Сил Самообороны Японии!
Помимо того, что якудза постоянно терроризировали мирное население, нередки были и конфликты между самими преступными группировками. Положить конец бесчинствованиям и «упорядочить» преступный мир Японии удалось человеку по имени Кодама Ёсио, бывшему ультра-националисту, который в военное время был советником премьер-министра. После заключения под стражу американскими оккупационными силами он стал работать на разведку США, что впоследствии пригодилось ему в сглаживании противостояния американцев и якудза. Кроме того, в середине 60-х годов именно он стал главной фигурой, которая положила конец распрям между кланами, выступив парламентером в примирении главных мафиозных структур послевоенной Японии. В эдакую заслугу ему можно поставить то, что клановая система якудза приобрела тот вид, в котором пребывает и по сей день.
В начале 90-х годов японское правительство приняло так называемый «Акт о предотвращении незаконных действий членов преступных группировок», в котором был однозначный запрет на «крышевание» бизнеса, бывшим главным источником дохода якудза, а также было дано определение организованной преступной группировке – борёкудан. Это вызвало протесты якудза, которые с течением десятилетий довольно твердо интегрировались во все теневые сферы экономики, общества и государства. Но правительство настояло на своем и, получив поддержку общественности, не стало менять свою позицию.
Иерархия
В основе организации якудза лежит традиционная для Японии мужская клановая организация: «отец – дети» и «старшие братья - младшие братья». Глава клана называется оябун («шеф») или кумитё («старший начальник»). Он - начальник всех и над всеми.
Далее в иерархии следуют сайко комон («старший советник»), со-хомбутё («глава штаб-квартиры»), вакагасира («второй человек, заместитель»), фуку-хомбутё («помощник шефа»). Все они командуют некоторым количеством банд, и их влияние определяется количеством «подотчетных штыков». Если кумитё погибает, один из его подчиненных занимает его место.
Также кумитё подчиняются комон (советники), сингиин (консультанты), кумитё хисё (секретари) и кайкэй (бухгалтеры).
Непосредственно банды состоят из старших бригадиров сятэй («младшие братья»), младших бригадиров вакасю («юнцы») и простых якудза. В каждую из них входит примерно от 20 до 200 человек. Соответственно, в клан могут входить десятки тысяч якудза. Такой клан может контролировать несколько городов.
Существуют и независимые банды, не входящие в кланы. Однако создать такую банду исключительно трудно - вся территория уже поделена. Одинокий же якудза выжить не может вообще.
При приеме в клан совершается обряд сакадзуки - шеф и новый член клана пьют из одной чашечки сакэ. Так они становятся членами одной семьи.
Для узнавания друг друга и «отличения» от толпы якудза часто носят значки с «даймон» - эмблемой, гербом клана. Якудза-руководители имеют право носить золотые даймон.
Связь каждого члена клана подчинена иерархии (sakazuki): на самой вершине находится кумитё и контролирует различных сайко-комон, которые в свою очередь контролируют своих собственных подчинённых в разных районах или городах. У сайко-комон существуют свои собственные подчинённые, включая боссов младшего уровня, консультантов, бухгалтеров и др. Те, кто получил имя от оябуна являются частью одной большой семьи и ранжируются от младших до старших братьев. Вместе с тем каждый кобун может выступать в качестве оябуна для более низкого по рангу клана, который также может стать основой для появления ещё более низко-рангового подразделения. В Ямагути-гуми, которая управляет приблизительно 2500 фирмами и 500 кланами якудза, есть даже организации пятого ранга.
Принципы
В политическом смысле якудза обычно считают себя ультраправыми. Они выступают за традиционные семейные ценности, за возвращение политики милитаризма, за возрождение самурайских традиций.
Для якудза очень важно разделение на якудза и катаги – «лохов», всех, кто не является якудза. Поскольку якудза возводят свою историю к «защитникам справедливости», традиционные законы якудза запрещают убивать катаги. Все остальное (рэкет, шантаж, грабеж, изнасилование) разрешается. Также разрешается убивать катаги, угрожающих деятельности клана.
Разумеется, якудза разрешается убивать других якудза. В случае войн между кланами дело иногда доходит до использования тэпподама - киллеров-камикадзе.
В клан якудза не входят женщины. Якудза вообще не доверяют женщинам - они считают, что женщины должны сидеть дома и заботиться о семье. В клане уважают только жен кумитё. Их называют «старшие сестры» (анэ-сан) и иногда с ними советуются, если кумитё в тюрьме или в больнице. Прочие же женщины, особенно не связанные с якудза, считаются «подстилками», и обращаются с ними соответственно.
Самое главное для якудза - личная честь, считающаяся производной от чести клана. Якудза не переносят, когда их оскорбляют или унижают. За экзотическими исключениями, якудза никогда не признают ошибок и не оправдываются. Опозоривший себя якудза может быть приговорен к отрубанию фаланги пальца, смерти, изгнан из шайки и так далее. Молодым якудза предписывается ничего не желать для себя и работать только на благо клана.
Взаимопомощь и поддержка друг друга также считается очень важной. Если якудза попадает в тюрьму, весь клан пытается помочь ему освободиться. Прикрыть «коллегу» считается большой доблестью.
Кланы якудза с большими традициями любят изображать из себя защитников обездоленных. Так Ямагути-гуми, один из самых больших кланов со штаб-квартирой в Кобе, оказал родному городу большую помощь после землетрясения 1995 года.
Кодекс поведения якудзы во многом воспроизводил кодекс самураев средневековья. Якудза должен был стоически переносить голод, боль, тюремное заключение. Насильственная смерть поэтизировалась, воспринималось как трагическая фатальность. Преуспевающие гловари якудза - оябуны культивировали традиции и образ жизни самураев: изучали литературу, владение мечами и т. п. Кодекс поведения запрещал заниматься деятельностью, непосредственно не связанной с интересами группы, требовал строжайшей секретности и безупречной преданности боссу. Так же в кодекс входят следующие запреты:
- член якудза обязан не посягать на женщину, принадлежащую другому члену группы;
- не заниматься ни чем иным, кроме «бизнеса» группы, даже под угрозой голода;
- не выдавать секреты группы полиции в случаи задержания;
- не пользоваться обычным языком, употреблять специальный «жаргон».
Знаки и ритуалы
Якудза уже в течение столетий используют обширные татуировки как знак принадлежности к какой-либо группе, а также чтобы обозначить своё положение в группе. Кроме того, при вступлении в якудза крестьяне и ремесленники получали новые, воинственно звучащие имена, такие как Тигр и журавль, Девять драконов, Ревущая буря и т. д., которые затем наносились в виде картин на спину или грудь. Всё это часто дополнялось художественными излишествами и нередко узорами покрывалось всё тело вплоть до головы, кистей рук и ступней, а также область гениталий (такая татуировка, выполненная «в цвете», называется ирэдзуми). И до наших дней татуировки ассоциируются в Японии с якудза, притом людям с татуировками зачастую запрещён вход в места общественного купания. На самом же деле татуированный якудза давно превратился в штамп общественного сознания, имеющий мало общего с реальностью, ибо после официального запрета якудза никто из них не старается привлечь внимание окружающих.
В случае совершения якудза ошибки, приведшей к «потере лица», он обязан её искупить, при этом он отрубает себе фалангу пальца с помощью танто и молотка. Как правило, начинают с первой фаланги мизинца левой руки. Этот ритуал берёт своё начало ещё с тех времён, когда меч был жизненно необходим. С каждой потерянной фалангой владение мечом становилось хуже, и так до тех пор, пока, наконец, управляться с мечом становилось совершенно невозможно. У старых якудза часто отсутствуют некоторые фаланги пальцев, что они скрывают с помощью протезов, чтобы не выдавать свою принадлежность к уголовному миру.
Значительно более радикальным видом расплаты является сэппуку, ритуальное самоубийство путём вспарывания живота. Было популярно в среде самураев и солдат как наказание за проступки, иногда его совершали также и якудза.
Другим известным церемониалом у якудза является совместное распитие сакэ – таким образом скрепляется братская клятва между отдельными якудза или целыми мафиозными кланами. Этот ритуал не является особенностью мира якудза и обычно встречается в традиционной японской синтоистской свадьбе и, возможно, был частью побратимских отношений.
Якудза в культуре
Жизнь и бизнес якудза - традиционные темы японского жанрового кино и манги (в аниме они встречаются достаточно редко). Для японского менталитета непреклонные люди, не уважающие ничего, кроме законов семьи и чести, - любимые трагические герои, единственное оставшееся воплощение подлинно самурайского духа. С другой стороны, они - преступники, мешающие людям спокойно жить и работать, считающие себя хозяевами жизни.
Как и многие другие этнические преступные группировки образ якудза популярен в современной массовой культуре. Так в Японии и в мире очень известна серия фильмов о якузда с известным японским актёром Такэси Китано — Брат якудзы и другие. Также вопрос о якудза рассматривался во многих известных боевиках таких как: Война, Убить Билла и Тройной форсаж: Токийский Дрифт. Образ якудза также очень популярен в компьютерных играх, преимущественно японских, американских. Так в играх Tekken (в 1,2 и 6 части) и Yakuza главные герои являются якудза. В таких играх обычно обыгрывается проблема семейных отношений в кланах и выбор между добром и злом главных героев.
Словарь сленгов
Оядзи (Oyaji) – «Отец», начальник.
Кёдай (Kyoudai) – «Брат», коллега.
Камбу (Kanbu) – «Начальство», якудза высокого ранга.
Досу (Dosu) - Самурайский меч, все еще используемое некоторыми якудза оружие.
Тяка (Chaka) или Хадзики (Hajiki) - Огнестрельное оружие (обычно - пистолеты).
Сябу (Shabu) - Наркотики.
Сима (Shima) - Рэкет на определенной территории.
Номия (Nomiya) - Нелегальное букмекерство на ипподроме. Часто не только нелегальное, но и нечестное. Букмекеры-номия легко могут отказаться выплачивать выигрыш.
Киритори (Kiritori) - Выбивание долгов.
Юсури (Yusuri) - Шантаж.
Цуцумотасэ (Tsutsumotase) – «Хипес», форма вымогательства. Женщина приводит «лоха» домой, а затем является «оскорбленный муж» и требует отступного.
Сэнсо (Senso) - Война кланов якудза.
Тэути (Teuchi) - Перемирие в войне кланов.
Сацу (Satsu) или Пори (Pori) - Полиция.
Фуда (Fuda) - Ордер на арест или обыск.
Оцутомэ (Otsutome) - Заключение под стражу.
Кагэтёфу (Kagechoufu) - Денежная помощь, которую оказывает клан якудза попавшему в тюрьму.
Примечания:
Ронин - (букв. «блуждающие волны», «странник») — деклассированный самурай феодального периода Японии (1185—1868), потерявший покровительство своего сюзерена, либо не сумевший уберечь своего господина от смерти. Этимология термина ронин восходит к периодам Нара и Хэйан, когда он означал слуг, бежавших с земель своего господина. В редких случаях — странник, не имеющий над собой чужой власти, свободный воин. В современной Японии слово «ронин» зачастую употребляют как метафору для обозначения человека, провалившего вступительные экзамены в высшие учебные заведения. Такие «ронины» обычно вынуждены посещать подготовительные курсы, чтобы набрать проходной балл в будущем. Очевидно, таких людей называют ронинами потому, что у них нет «своей» школы, как у исторических ронинов не было сюзеренов. Кроме того, существует сходство в их позорном положении, да и уровень самоубийств среди современных «ронинов» существенно выше, чем у их более удачливых конкурентов.
Ханафуда - буквально переводится с японского как «цветочные карты».
История японских карт восходит к XVII веку, когда португалец Франсиско Хавьер высадился в Японии. Он-то и познакомил японцев с европейскими игральными картами. Карты стали очень популярны в Японии, причем из-за их азартности карты неоднократно запрещали власти. Для этого и были придуманы специальные «цветочные карты» – ханафуда.
Колода карт ханафуда состоит из 48 карт, поделенных на 12 мастей по 4 карты в каждой масти. Каждая масть названа по месяцу года, с января по декабрь, изображения цветов или деревьев, а также животных и других символов символизируют их отождествление с конкретным месяцем года. По размеру карты ханафуда меньше европейских карт. Их размер, примерно 5,4х3,2 см., но чуть толще, чем привычные европейцам карты.
Кабуфуда - дословно переводится как «девять карт» и используются в азартных играх, в основном ойтё-кабу или техонбики. Как и ханафуда они меньше и толще по сравнению с западными игральными картами. В колоде всего 40 карт, с номерами 1 до 10, четыре карты на каждую цифру.
Ойтё-кабу - традиционная японская карточная игра, напоминающая западные «блэк-джек» или «баккару». Обычно ее играют в специальные карты кабуфуда. Но довольно часто вместо кабуфуда используют ханафуда, предварительно исключив два последних месяца. (Не исключена возможность играть и классическими западными картами, нужно лишь убрать вальтов, дам и королей, а тузы считать за единицу).
Дополнительные источники:
Источник 2 - данный источник хорошо и подробно описывает организацию и иерархию «якудза», а также предоставляет словарь сленгов
Источник 3 - из данного ресурса почерпнута информация о кодексе «якудза»
Источник: vipjapan.ru/publ/3-1-0-7