Икебана
«Я слышал, что цветы ставили в вазы с давних времён. Цветами восхищались только за их внешнюю красоту, без осознания их естественной сути... По традиции мы используем ветки и цветы для создания идеального образа внутренней красоты растений, образа, основанного на естественной форме цветов и деревьев, растущих в полях, лесах, прудах. Именно так и следует относиться к цветам...» (Сэнкэй, основатель Школы Икэнобо, 1462 г.)
Икебана (в переводе с японского – это живые цветы) - уникальное явление японской культуры. Хотя на становление этого искусства оказали влияние и традиции других народов, оно сформировалось именно в Японии и олицетворяет самобытное японское мировосприятие. История Икебаны как художественного направления насчитывает всего 545 лет, однако корнями она уходит в седую глубину столетий.
Истоками Икебаны можно считать древние ритуалы национальной японской религии синто, в которых часто использовали священные растения как подношения божествам. А с приходом буддизма (VI века) была заимствована традиция, украшать алтари Будды композициями из цветов. Однако в Японии в начале VI века каждый элемент композиции приобрёл особенное сакральное значение - это была своеобразная мандола в цветах. В монастырях на протяжении многих столетий развивали и лелеяли это тайное искусство, передавая его секреты от учителя к ученику.
В середине XV в. искусство аранжировки цветов вышло за рамки храмов, став популярным среди аристократии и военного слоя - самураев. Толчком к этому стало событие, произошедшее в 1462 г. Настоятель храма Роккакудо в Киото Икэнобо Сэнкэй создал для публичного показа большую ассиметричную композицию в стиле рикка в золотой вазе. Его композиция символизировала мифическую буддистскую гору Сумэру - центр Вселенной. Это произведение поразило всю столицу и именно с этого события начинается отсчёт истории школы Икенобо и искусства Икебана (как художественного направления) в целом.
Сейчас школа Икенобо справедливо считается самой старой и самой авторитетной среди почти 3000 школ Икебаны, преимущественно большинство из которых возникло после Второй Мировой Войны.
Название школы Икенобо происходит от кельи монахов, что находилась в храме Роккакудо в Киото. Этот храм построил принц Сьотоку в честь бодгисатви Ньорин Канон. Рядом с прудом (ике), в котором купался принц Сьотоку, построили маленькую келью (бо), где жили буддистские монахи. От этого и происходит название школы - Икенобо - «келия возле пруда». В Роккакудо 45 поколений монахов один за другим носили имя Икенобо, возглавляя одноименную школу; сочиняя прекрасные произведения, обучая своему искусству других, они положили начало Икебаны и в непрерывной традиции донесли это искусство до наших дней.
За пятисотлетнюю историю, в школе Икенобо были не только сохранены старые традиционные формы, но и на их ней основе были созданы новые.
Сейчас в школе Икенобо есть три основные композиционные формы, которые демонстрируют на выставках.
Две формы – классические; требующие достаточно четкого соблюдения пропорций элементов и их определенного взаиморасположения.
Пышная торжественная рикка – «цветы, что стоят», такая символизирует горный пейзаж,и скромная стройная сёка - «живые цветы», что демонстрирует изысканную природность растений. Третья форма, созданная в ХХ ст., - это яркая, временами причудливая дзиюка - «свободные цветы», какая дает полную волю фантазии.
Основные классические формы имеют много под форм, что возникали на протяжении столетий и сейчас развиваются дальше. Да, нынешний 45-й глава школы Икенобо - Сен'ей Икенобо во второй половине ХХ ст. создал новые под формы «сёки» и «рикки – симпутай» - (новое веяние).
«Мы делаем композиции из цветов, а не просто «ставим» их. Это значит обнаруживать присущую цветам красоту и одновременно красоту своей собственной души. Икебана – это наши поиски идеальной красоты» (Икэнобо Сен'ей, 45-й голова школи Икэнобо).
Изучая Икебану, человек учится видеть красоту в простоте и природности, учится терпению, уважительному отношению не только к другим людям, но; и к растениям, и к природе. Композиции мастеров Икебаны очень утонченные, даже скромные, но имеют внутреннюю силу, которая проявляется не только в количестве ярких цветов, а в гармонии форм и окрасов, где композиция представляет собой единое целое и видна красота каждого цветка.
Перевела с украинского: Maemi_hime, специально для HAPYTO.UCOZ.RU
Источник: www.uajc.com.ua/pages.php?page_key=ikebana&lang_key=ukr