Японская мифология и её переплетение с мангой Наруто (Часть 1)
2) Пояс Оротимару: тот самый смешной пояс, похожий на огромный канат, который обвивает торс змеиного сэннина и его клевретов - это симэнава, священная рисовая веревка-оберег. Симэнава призвана ограждать от злых духов и символизировать святость (и исполненность ками) того места, которое она огораживает. В Японии симэнавой перетягивают храмовые ворота-тории, обвязывают почитаемые деревья, камни, обкладывают площадки для борьбы сумо и прочие сакральные места. Как пояс ее тоже используют, например, те же сумоисты, чемпионы ёкодзуна - у них пояс в виде симэнавы зовется цуна.
В "Наруто" симэнаву носит не только Оротимару и Ко - веревка была замечена на трех кусовцах, двух дзёнинах Конохи (включая Тёдзу, папу Тёдзи) и одной лягушке-ками.
3) Эмма: дух-обезьяна, которого призывал Третий Хокагэ - это прямая аллюзия на Сунь Укуна, царя обезьян из романа У Чэнъэня "Путешествие на Запад". Сунь Укун - также князь обезьян, знаток рукопашного боя и обладатель волшебного посоха Цзиньгубан, могущего увеличиваться и уменьшаться по желанию владельца (сравните с Конгонёй (Алмазным Посохом), хэнгэ Эммы).
Любопытно, что имя Эммы состоит из мероглифов "демон" и "обезьяна" и по звучанию аналогично имени повелителя ада в японском буддизме (тот тоже Эмма).
4) Цукиёми, Сусаноо, Аматэрасу: названия трех техник Итати - это именя трех божеств японской мифологии, детей Идзанаги-но микото. Цукиёми (Счет Лун или Луна во Мраке), бог луны, появился при обмывании правого глаза Идзанаги, Аматэрасу, (Освещающая Небо или Сияющая с Небес) богиня солнца, появилась при омывании левого глаза, а Сусаноо (Доблестный Быстрый Ярый Муж), повелитель ветров, родился про ополаскивании божественного носа. Этим троим Идзанаги отвел следующие владения: Высокая Равнина Неба досталась Аматэрасу, морские просторы получил Сусаноо, а царство ночи было выдано Цукиёми. О дальнейших приключениях божеств (всех, кроме Цукиёми, который нигде больше не упоминается) можно прочитать в императорской хронике "Кодзики".
Аматэрасу, в японской мифологии богиня солнца и глава пантеона синтоистских богов; полное имя Аматэрасу-о-ми-ками, что значит "величественная, которая заставляет небеса сиять". Она рождена богом Идзанаки из капель воды, которой он омывал себя после возвращения из Ёми-но Куни, страны мертвых. Солнечная богиня появилась из его левого глаза, а лунный бог Цукуёми — из правого. Идзанаки поручил Аматэрасу владение равниной высокого неба и отдал ей свое священное ожерелье. Бог бури Сусаноо, родившийся из носа Идзанаки, разгневал отца, заявив, что не будет править водами, а отправится к матери, Идзанами, в страну мертвых. Перед уходом он хотел проститься с сестрой, Аматэрасу. Заподозрив брата в том, что он стремится лишить ее владений, Аматэрасу предлагает считать того из них сильнее, кто создаст больше мужских богов.
Она разломала меч брата на три части, разжевала и выплюнула. Изо рта вышел туман в форме трех богинь. Сусаноо разгрыз бусины плодородия, которыми были оплетены волосы и руки Аматэрасу, и из них появились пять мужских богов. Сусаноо стал бурно праздновать победу: уничтожил рисовые поля, разрушил ирригационные каналы, а в завершение злодеяний содрал шкуру с живой лошади и бросил ее в щель крыши священных покоев, где Аматэрасу с помощницами ткали. Одна из девушек умерла от испуга, а Аматэрасу пришла в ярость и укрылась в гроте, оставив мир во мраке; однако боги пошли на хитрость. Они нашли петуха, пение которого возвещает рассвет, и изготовили зеркало, украшенное драгоценными камнями. По их просьбе богиня Амэ-но Удзумэ плясала на перевернутом чане, и это напоминало звук боевого барабана. Петух кричал, и танец богини становился все возбужденнее. В экстазе она сбросила свои одежды, и боги начали смеяться. Удивленная Аматэрасу выглянула из грота и, увидев свое отражение в зеркале, не в силах была удержаться от желания созерцать свою красоту, и мир снова озарился солнцем. До 1945 г. Аматэрасу почиталась как священная прародительница японской императорской семьи, а зеркало являлось частью имперских регалий. К главному святилищу богини в Исе по-прежнему приходят миллионы паломников.
5) Тоцука-но цуруги: меч Сусаноо Тоцука-но цуруги (Меч в Десять Кулаков) в японской мифологии является... мечом Сусаноо. Которым он и поразил Ямата-но Ороти, поедавшего девушек восьмиглавого и восьмихвостого змея (предварительно вусмерть его напоив).
6) Кусанаги-но цуруги: в "Наруто" это меч Оротимару. А в японской мифологии это меч, найденный Сусаноо в хвосте Ямата-но Ороти, он же - один из трех символов императорской власти. В научной литературе преобладает версия о именовании меча в связи с историей о Яматотакэру-но микото, принце Ямато, который во время завоевательного похода на Восток скосил этим мечом траву (куса-о наидэ), которую подожгли его враги. Однако есть еще два толкования слова "кусанаги". Первое - "меч, добытый из зловонного змея" (вспоминаем легенду о Сусаноо), второе - "меч, усмиряющий народы" ("куса" как "народ" (ср. "авопитакуса" - поэтическое название японского народа), "наги" как "повергать ниц").
7) Ята-но кагами: Ята-но кагами (Огромное Зеркало) в манге - щит Сусаноо. В японской же мифологии это одна из трех императорских регалий, переданных Аматэрасу Ниниги-но микото, правителю Срединной земли. Ята-но кагами изначально было выковано божеством кузнецов Ацумара и божеством-литайщицей Исикоридомэ для того, чтобы выманить Аматэрасу из Небесного Грота, куда она скрылась в обиде на Сусаноо, погрузив мир во мрак (опять же, см. "Кодзики").
8) Ожерелье Рикудо Сэннина, серьги Оротимару и Сусаноо: возможно, вы заметили, что это ожерелье, как и серьги, включает себя похожие по форме на цифру 9 побрякушки. Эти побрякушки - священные яшмовые украшения, магатама, являющие собой последниюю из трех императорских реликвий и, как и меч с зеркалом, издревле почитавшиеся на японских островах. По всей видимости, генезис их идет от зубов дикого зверя, в толстой части которых проделывали отверстия для нанизывания на нить.
Автор: sega
Источник: animan.kiev.ua/forum/topic_135