Самураи Японии
Сформировалась военная тактика самураев, остававшаяся неизменной до появления в Японии огнестрельного оружия в ХVI в. Несмотря на то, что во многих сражениях участвовали крупные массы войск и японские полководцы, несомненно, были знакомы с трудами китайских стратегов, большинство битв сводилось к стычкам одиночных воинов. В таких условиях самураям легче было продемонстрировать свое мастерство во владении боевыми искусствами, мужество и презрение к смерти. Во второй половине ХV в. участившиеся междоусобные стычки переросли в настоящую гражданскую войну. Этот период с 1467 г. по 1568 г. называют Сэнгоку дзидай, т.е. «Эпоха воюющих провинций». Вся страна оказалась залита кровью. Для самураев наступили благословенные времена. Все воевали со всеми. Из 250 родовитых даймё к концу войны осталось лишь около десятка. Зато им на смену появились сотни сэнгоку-даймё — небогатых первоначально, но честолюбивых и ни перед чем не останавливающихся военных феодалов. Дороги Японии и прибрежные воды заполонили полчища разбойников и пиратов. Многие из них были не только бывшими крестьянами, но и самураями (ронинами), потерявшими в многочисленных войнах и стычках своих хозяев и не имевшими в таких условиях иных средств существования. Крестьяне, бывшие не в состоянии себя защитить, прозябали в нищете и страхе. В то же время резко увеличился приток сельских жителей в самурайские дружины. Это время стало временем расцвета военного искусства самураев. Именно тогда в сражениях стали принимать участие крупные конные и пешие массы войск, появилось огнестрельное оружие. Достигло своего апогея использование разведчиков и диверсантов — ниндзя и окончательно сформировались первые крупные школы боевых искусств. Начиналось активное строительство замков.
В конце ХVI в. при Тоётоми Хидэёси было установлено четкое социальное деление всех слоев общества. На верхушке этого общества, сразу вслед за императором и аристократами, стояли самураи. Воины получили множество привилегий. Законодательно было оформлено право ношения воинами двух мечей. Кроме них, этого права не имел никто. Каждого простолюдина или крестьянина, который, по мнению самурая, проявил к нему недостаточное уважение, он мог безнаказанно зарубить на месте. В период сёгуната Токугава была установлена определенная градация и среди самих самураев. Наиболее богатые представители класса, имевшие огромный доход — от 10 000 коку риса в год и выше, получили титул даймё. Помимо даймё, верхушку военного общества составляли личные вассалы сёгуна — хатамото (около 5 тыс. человек), имевшие целый ряд специальных привилегий, и 15–20 тысяч подчиненных воинов. Эта прослойка была безоговорочно предана своему хозяину и служила опорой власти Токугава, т.к. ее представители занимали наиболее важные и ответственные посты в государстве. Основную массу среди самураев составляли воины низшего ранга — асигара. Их насчитывалось несколько миллионов человек. Подавляющее большинство воинов жило в призамковых городах, которые с конца эпохи Сэнгоку дзидай и до начала мира Токугава выросли в изобилии по всей Японии. Богатые даймё, построившие огромные и роскошные замки, селили своих воинов внутри и поблизости от крепостных стен. Наиболее богатые из самураев жили в собственных домах и получали рисовые пайки в зависимости от своей должности, которую они занимали в официальной системе государства. Другие же несли военную, полицейскую и административную службу, проживая в больших домах типа казарм или общежитий и получая незначительное жалованье.
Некоторая часть самураев жила и в деревне, выполняя там административные функции по надзору за крестьянами, сбору налогов и т.д. и получая иногда землю в аренду для ее возделывания. Эти самураи — гёси — находились в наиболее выгодном с экономической точки зрения положении, так как всегда имели средство существования — землю. Постепенно они практически перестали отличаться по своему положению от обычных крестьян, и лишь два меча, положенные им по закону, напоминали о том, что изначально их обладатели были воинами. Вне сословия самураев стояли ронины, бывшие буси, в большинстве своем вставшие на путь разбоя и грабежей. Установившийся при сёгунате Токугава мир лишил самураев возможности воевать, огромное количество воинов (около 10% всего населения Японии) было обузой для страны.
Самураи выполняли не свойственные им в принципе чиновничьи функции, не производя никакого общественного продукта и существуя за счет государства. Начиная с эпохи Гэнроку (1688–1704) вся военно-феодальная система начала переживать серьезный кризис. Усиление экономической роли низших сословий торговцев и ремесленников привело к зарождению капиталистических отношений, в которых самураи не могли найти себе достойного места. Не получающие достаточного содержания, буси вынуждены были покидать службу и заниматься делами, недостойными воинов: торговать, осваивать ремесло, преподавать науки и боевые искусства. Многие влачили жалкое существование. В условиях экономического и социального кризиса оказалось, что тяжелее всего было поколебать дух настоящего воина. Социально-этические нормы воинского сословия, сложившиеся на протяжении веков в сложную и не знающую мировых аналогов систему взглядов и правил поведения самураев — Бусидо, оказались настолько сильны и живучи, что их не смогли сломить никакие перемены. Сложные для всех буси годы Гэнроку неожиданно дали всплеск активности Бусидо. В этот период были написаны книги, излагающие суть воинственной самурайской морали и принципы следования воинскому долгу, — «Будо сёсин-сю» («Начальное наставление о воинском искусстве») и «Хагакурэ» («Сокрытое в листве»).
Новую функцию получили и многочисленные школы боевых искусств.
Теперь, когда для умелых в прошлом воинов преподавание бу-дзюцу стало единственным источником существования, они постарались сделать свои школы инструментом сохранения и передачи из поколения в поколение истинного самурайского духа. Гражданская война 1866–1869 гг., когда был свергнут режим военного правительства Токугава, стала последней войной в истории самураев. Они сражались в армиях обеих сторон, но независимо от того, на чьей стороне оказалась бы победа, сами самураи победить уже не могли. Реставрация Мейдзи в 1868 г. привела к необратимым изменениям в жизни буси.
Император Мейдзи со своими сторонниками предпринял энергичные шаги по реформированию государства по типу западных монархий. Не в последнюю очередь эти реформы коснулись и самураев. В 1871 г. указом императора была сформирована новая армия численностью около 100 000 человек. В отличие от прежних времен, воинов набирали призывным способом, причем не только из воинского сословия, но и из всех остальных. В 1876 г. самураям был нанесен последний удар — запрещено ношение мечей. Их эпоха кончилась.
Источник: www.sunhome.ru/journal/18646/p1