Вс, 2024-12-22, 16:47

Вход · Регистрация
 
 
   
Главная » Статьи » Об Аниме » Япония и Аниме

Школы в Японии

Страна восходящего солнца такая далекая и такая загадочная. Родина самураев и кодекса «бусидо», аниме и манги. Наверное, невозможно понять и принять ее до конца — слишком разные взгляды на жизнь у этого островного государства с европейским миром. Слишком разные менталитеты. Мы отличаемся буквально во всем: культуре, быте, философии и религии… эти отличия закладываются в нас с самого детства и с взрослением только накапливаются. Наверное, не стоит говорить о том, что в пору взросления решающее внимание на нас оказывает не столько наша семья, сколько школа, ибо в ней мы приобретаем знания, заводим друзей, учимся думать. Даже подход к подаче знаний у нас разнится. И именно о японских школах говорится в этой статье.

Начальная школа (1–6 классы) — сёгакко

Предпочтение в начальной школе отдается моральному воспитанию и организованной вне учебной деятельности. Традиция приоритетной роли воспитания поддерживается семьей. Японский язык является важной частью как образования, так и воспитания подрастающего поколения. Чтобы уметь писать по-японски, необходима постоянная практика и аккуратность. Известно, что в японском языке присутствует два алфавита и иероглифы. Помимо китайских иероглифов «кандзи», по существу не являющихся алфавитом, пришедших в Японию в VI веке, существует ещё две системы письменности: «хирагана» и «катакана», каждая из которых имеет по 46 букв. «Кандзи» используются для выражения не только слов, но и целых понятий. По окончании школы дети должны знать прочтение и написание около тысячи кандзи. В начальной школе обучаются дети с шести до двенадцати лет. Большинство первоклассников перед поступлением занимаются с репетитором. Все предметы преподает один учитель.

Примечательно очень серьезное и ответственное отношение к обучению со стороны, как учащихся, так и родителей. К примеру, если ребенок по причине
болезни не может посещать занятия, то нередко его место за партой занимает мама. На образование младших правительство расходует наибольшую часть средств. Здесь трудятся самые квалифицированные педагоги, а основное внимание уделяется развитию самостоятельного мышления, познавательных способностей. Психологи, социологи, педагоги выявляют способности, творческий потенциал каждого школьника. Государственный учебный план включает: японский язык, обществоведение, естествознание, мораль, математику, музыку, рисование, ручной труд, физкультуру; начиная с пятого класса — домоводство для девочек и мальчиков. Нагрузка от 24 до 31 часа в неделю. Учащиеся осваивают национальную фонематическую азбуку. Значительную трудность представляет освоение иероглифической письменности. В начальной школе дети узнают лишь 851 иероглиф, а для чтения газеты необходимо знать полторы тысячи. При изучении обществоведения даются отдельные сведения по географии, истории, в курсе естествознания — элементарные сведения о живой и неживой природе и человеке, на занятиях по математике проходят арифметические действия и получают элементарные сведения по геометрии. Дети также знакомятся с правилами дорожного движения и учатся пользоваться библиотекой. В последние несколько лет все больше и больше начальных школ испытывают новые методики обучения и разрабатывают собственные. Так, школа Асакуса ввела совместные обеды между учениками разных классов для налаживания близких отношений между детьми различных возрастов. В школе Като Гакуэн Гёсю более половины предметов преподают на английском языке. В школе Янаки используют методику «открытой планировки», которая подразумевает отсутствие строгого расписания и занятия вне помещения. Так у учеников больше возможностей общения. В Янаки классы разделены разборными перегородками, каждое «помещение» с одной стороны лишено стены и выходит на простор. Площади вне классных комнат большие, там ученики могут играть на переменах. Также нет звонков, уроки заканчиваются в подходящий момент. Школа Ясака Гакуэн была первой школой в Японии, специально организованной за городом. Здесь дети живут в общежитии, сами стирают и готовят, каждый день пешком ходят в школу. Они ходят в походы, помогают крестьянам сажать или убирать рис. В этом есть большая польза, т. к. позволяет ученикам из больших городов отдохнуть в сельской местности и подружиться с местными детьми. Также многие школы осуществляют программы международных обменов между учениками школ разных стран. Первое школьное впечатление — переобувание. При входе в любую школу стеллажи с ячейками для обуви: снимаешь уличную, надеваешь школьные тапочки. В тапочках ходят все: ученики, учителя, директор, гости. При входе в стерильный туалет — снимаешь школьные тапочки, надеваешь стоящие тут же специальные для туалета. Школьная чистота поддерживается самими учащимися: ежедневная уборка после ленча во время часового перерыва между уроками. Моют школу и метут школьные дворы все — от малышей до самых старших. В углу каждого кабинета сушилка для тряпок и место для веников и совков. На школу для 600 учащихся только один нанимаемый работник для уборки — тот, кто моет туалеты.
В начальной школе нет звонков. Учитель сам ориентируется во времени, зная, что четыре урока заканчиваются в 13:30. И формы в начальной школе нет — кому как удобно, только обувь та, что требует школа для спортивных занятий. У первоклашек-шестилеток три дня по 4 урока, два дня — по 5; в 3–6 классах четыре дня по 5 уроков, один день — 6. Продолжительность уроков в начальной школе 45 минут. Все кружки, а их в школах множество, проводятся до и после основных уроков. В начальной школе нет системы наказаний за проступки. Ребенку просто объясняют, почему он поступил плохо, и как следовало поступить. Начальная школа самая шумная и самая красивая. Удивительно уютен школьный дворик с бассейном, в котором плавают любимые в Японии зеркальные карпы, и растут прекрасные тропические растения. Паркетный пол в рекреации — это не только место для игры и борцовских поединков, но и творческая мастерская, самый большой письменный стол.

Средняя школа (7–9 классы) — тюгакко

Общее среднее образование подразделяется на две ступени: неполное со сроком обучения 3 года (I цикл) и трехлетнее полное (II цикл). Средние школы подразделяются на общеобразовательные, специализированные и смешанного типа. Существует и сеть школ для детей с недостатками умственного и физического развития. В младшей ступени средней школы (для детей 12–15 лет), учебный план состоит из обязательных предметов и предметов по выбору. Обязательные: японский язык, математика, обществоведение, естествознание, мораль, музыка, изобразительное искусство, физкультура, техника - домоводство. Предметы по выбору: иностранный язык, дополнительные курсы музыки, физкультуры, искусства. Недельная нагрузка 29–30 часов. Учащиеся готовятся и к практической деятельности, знакомясь с сельским и водным хозяйствами, промышленностью, торговлей, рыболовством. На уроках японского языка совершенствуется грамотность, количество иероглифов не лимитируется. Вместе с изучением грамматики школьники практикуются в составлении докладов, отчетов, учатся вести дневник. Сегодня в учебных планах отсутствуют систематические курсы химии, физики, биологии, географии, истории. Вместо них изучаются синтетические курсы естествознания и обществоведения, однако, характерные для них эклектика и бессистемный отбор тем привели к снижению уровня образования, поэтому в новых программах предусматривается дифференцированное преподавание указанных предметов. Младшая ступень — трехлетняя, бесплатная. Дети обучаются в ней до 15-летнего возраста, на базе начального образования продолжается их умственное и физическое развитие. Младшая бесплатная ступень принимает учащихся без экзаменов в возрасте 12 лет.
В 2000 г. в таких школах (из них государственных — 78, префектурных — 10 588, частных — 609) обучалось 4 103 717 человек. На каждую приходится в среднем 500 учащихся, около 40 в каждом классе. Здесь работают 257 605 преподавателей, из которых более 104 тыс. — женщины. Ныне среднее образование в Японии полностью приносится в жертву высшему, превращаясь в шаткий мост, соединяющий детский садик с университетом, а годы отрочества становятся самыми тяжёлыми в жизни японца. Они состоят из бесконечной зубрёжки и волнений о будущем, подогреваемых и в семье, и в школе. Этика японской школы — это неустанный труд... Это относится, впрочем, только к мальчишкам. Для девочек же двенадцать школьных лет становятся годами поистине безоблачного счастья... Главное предназначение женщины считают здесь — это всё-таки не служба, а материнство. Разумеется, девушка должна поработать несколько лет в коллективе, чтобы узнать жизнь, но только до замужества... Шестилетнее начальное обучение (сёгакко) и первая ступень средней школы (3 года) (тюгакко) являются в Японии обязательными и бесплатными и охватывают почти 100% детей. Перевод на каждую следующую ступень обучения осуществляется только всем классом, поэтому нет таких явлений, как «перескакивание» одарённых детей через класс, отсев менее способных или второгодничество.

Старшая школа (10–12 классы) — котогакко

Переход из средней школы в старшую осуществляется по результатам экзаменов. Сначала на основании его школьной успеваемости учащийся получает список старших школ, в которые у него есть шансы поступить. Затем он сдает переходной экзамен, и на основании его результатов и предыдущей успеваемости решается вопрос о том, в какую старшую школу поступит ученик. Хорошие ученики попадают в престижные старшие школы, плохие — в захудалые школы для тех, кто не намерен получать высшее образование. Такие школы делают уклон в домоводство, сельское хозяйство и так далее. Карьерных перспектив выпускники не имеют. Те, кто не захотел идти в старшую школу, могут поступить в пятилетние «технические колледжи» — профтехнические училища. Однако это не так уж и просто — в лучших из них большой конкурс, так как квалифицированные рабочие в Японии высоко ценятся. Некоторые технические колледжи принадлежат крупным фирмам, и их выпускники сразу же устраиваются на работу. Вторая ступень среднего образования (3 года) (котогакко) уже не является обязательной, но, тем не менее, охватывает около 97 % соответствующей возрастной группы. В котогакко существует два отделения: общеобразовательное (с разделением на гуманитарные и естественнонаучные направления) и профессиональное (с разделением на техническое, сельскохозяйственное, коммерческое, домоводческое направления и морской промысел). 36% молодёжи продолжают обучение в университетах или колледжах, а 12% получают высшее образование в специальных учебных заведениях. Таким образом, около половины соответствующей возрастной группы поступает в различные высшие учебные заведения, и практически все поступившие их заканчивают. В Японии насчитывается 5 тыс. средних школ с 4600 тыс. учеников, 500 колледжей с 400 тыс. учащихся и 460 университетов с 1800 тыс. студентов. Можно сказать, что формальное образование даёт молодому японцу лишь половину необходимых знаний и навыков. Вторую же половину составляет профессиональная подготовка, которую он обязан пройти самостоятельно или в стенах нанявшего его предприятия. Старшая ступень средней школы необязательна, обучение здесь платное, а для поступления необходимо сдать вступительный экзамен, однако в нее приходит подавляющее большинство (около 94%) выпускников. Это объясняется потребностями развития экономики, ограниченными возможностями трудоустройства выпускников обязательной школы, престижем образования в обществе. Старшая ступень делится на общеобразовательное и профессиональное отделения. Первое ориентировано на подготовку к поступлению в ВУЗ (академическое отделение), второе же (общее отделение) предназначено для учащихся, которые решили на этом ограничить свое образование. Все учащиеся, независимо от потоков и отделений, изучают следующие обязательные предметы: японский язык, обществоведение, математику, естествознание, классическую литературу, политэкономию, физику, химию, физкультуру, изобразительное искусство. Кроме того, обязательным является один из предлагаемых предметов: музыка, изящное искусство, труд, каллиграфия, для девушек — домоводство, для юношей — техника (основы производства). Недельная нагрузка — 34-36 учебных часов. Обучающиеся на профессиональных отделениях так же осваивают специальные предметы в объеме 30 зачетных единиц (1 единица равна 35 учебным часам), выбирая один из пяти потоков: промышленность, сельское хозяйство, коммерческая деятельность, водное хозяйство, рыболовство. Больше всего желающих хотят заниматься коммерцией. Все потоки (кроме коммерческого) имеют также и более узкую специализацию, например, на сельскохозяйственном это земледелие, животноводство, садоводство. Кроме учебы, еженедельно один час отводится на общественную деятельность. Всего в Японии насчитывается более 90 программ по различным направлениям, но их выбор в каждой школе ограничен двумя-тремя. На профессиональном отделении 40% времени отводится на специальные предметы, а общеобразовательные даются не только в меньшем объеме, но и по упрощенным программам, так что фактически его выпускники не имеют возможности продолжать образование
в высшей школе. К тому же окончание такого отделения не фиксируется присвоением квалификации или специальности и не гарантирует получение работы.

Расписание уроков

Так же, как и в России, но в отличие от США, начальная и средняя школы обычно находятся в 5–10 минутах ходьбы от дома учащегося. Разумеется, в сельской местности, школа может быть гораздо дальше. Занятия в школе обычно начинаются в половине девятого утра. Каждый понедельник перед началом занятий ученики строятся на «линейку», и перед ними в течение 15 минут выступает директор школы. В прочие дни это время отводится для общешкольных объявлений и отмечания посещаемости. Прилежному посещению школы придается в Японии большое значение. Тем не менее, прогульщик может сбежать из школы после первого урока. Продолжительность уроков в начальной школе — 45 мин, в средней и старшей школах — 50 мин. Между уроками организуются небольшие перемены по 5-10 мин, после четвертого урока (примерно в половине первого) обычно организуется большая перемена на обед — около 60 минут. Учеников, пытающихся съесть принесенные из дома завтраки до официального начала обеда, наказывают, особенно если они едят во время уроков. В начальной школе редко бывает больше четырех уроков в день. В средней школе их число может доходить до шести. В начальной школе домашних заданий нет, в средней же и старшей школе домашние задания бывают очень большими, поэтому, несмотря на наличие выходных, старшие японские школьники — самые занятые люди в стране. Самые длинные каникулы в Японии - летние — с 21 июля по 1 сентября, потом идут зимние — две недели в декабре и весенние — одна неделя в конце мая.

Организация учебы

В отличие от российских школ, в Японии за каждым классом закрепляется свой кабинет (в России кабинет закрепляется за учителем). Поэтому не ученики, а учителя ходят между уроками из кабинета в кабинет. Кабинет, приписанный к классу, подписывается соответствующей табличкой. Учителя для каждого класса и по каждому предмету свои, хотя в маленьких школах это может быть и не так. Часто в японских школах нет столовых и раздевалок, поэтому учащимся приходится обедать и вешать одежду в классах. По окончании уроков ученики сами полностью убирают школу и пришкольные территории. Уборщиц в японских школах нет. Для школьников часто организуют совместные выезды на природу и экскурсии в древние японские города и храмы. Такие экскурсии обычно продолжаются до трех четырех дней. Для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темный костюм для мальчиков и белая рубашка и темные пиджак с юбкой для девочек, или же сейлор фуку — «матросский костюм». Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.

Система семпай-кохай

«Семпай» по-японски означает «старший» (по положению, возрасту и т.п.) и впервые появилось в древних китайских письменах для обозначения вышестоящих по положению лиц. В современном японском языке сэмпаем называют также выпускника (школы, института и т.п.) более раннего года выпуска. Слово «кохай» прямо противоположно по значению «сэмпай». «Ко» переводится как «более поздний» или «после, потом», а «хай» — «коллега, товарищ, помощник». Поэтому те, кто поступил в школу/институт позже, автоматически становятся кохай и считаются как бы нижестоящими по отношению к сэмпай из-за недостатка опыта. Ученики последних классов в трехлетних средних школах первой и второй ступени оказывают огромное влияние на младшеклассников. Особенно это подчеркивается в различных внеклассных секциях и кружках. В спортивных секциях кохай обычно убирают помещения, собирают мячи и готовят экипировку для старших. При встрече со старшими они обязаны кланяться или вежливо их приветствовать. Субординация по возрасту распространяется также и на учителей, хотя японские школы стремительно меняются, мало, кто из учеников возразит учителю или сделает замечание. Лучше обстоит дело в японских университетах — студенты всё так же используют формы вежливого обращения с преподавателями, но в своей среде системы сэмпай-кохай придерживаются не так строго, т.к. очень часто вместе учатся студенты разных возрастов. В деловом мире отношения, основанные на сэмпай-кохай, соблюдаются неукоснительно. В частности, это заметно на совещаниях — более молодые сотрудники занимают менее почетные места у самой двери, в то время как глава компании занимает место рядом с важным гостем.

Экзамены

Главная проблема японских школ — это выматывающие экзамены, каждый из которых занимает несколько часов упорного труда и гораздо больше времени в процессе подготовки к нему. Иногда они становятся причиной самоубийств школьников. Учащиеся средней и старшей школы сдают экзамены в конце каждого триместра и в середине первого и второго триместров. В начальной школе экзаменов нет. В середине триместров проводятся экзамены по японскому, математике, английскому, естествознанию и обществоведению. В конце триместров проводятся экзамены по всем изучаемым предметам. За неделю до начала экзаменов отменяются собрания кружков, чтобы ученики могли подготовиться к экзаменам. Обычно экзамены проходят в форме письменных тестов. Оценки за экзамены ставят по процентной системе. Высшая оценка — 100 баллов.

Итог

Да, в системе образования Японии есть плюсы, следствием из которых является экономический подъем страны, но есть и огромные минусы которые заключаются в том, что японская молодежь фактически лишается детства. Как бы то ни было, мы слишком разнимся с этой нацией, чтобы суметь объективно оценить то, что для них уже превратилось в обыденность, а нам в силу восприятия кажется диким и невозможным.


Источник: rexanime.ru/1630-obrazovanie-v-yaponii.html

Категория: Япония и Аниме | Опубликовано: Deidara007 2010-10-15 | Редактор: I_love_You_mmm | Просмотров: 4216 | Рейтинг: 5.0/17
chertionok666
+9 link home

chertionok666   [2010-11-15 15:25]

Классная стаья!! Очень интересно)
Никогда не знала, что в Японии такая система образования!
Shirotsuki_aka_Asmodei
+6 link home

Shirotsuki_aka_Asmodei   [2010-12-14 08:25]

Очень интересная статья, мне понравилась. Только есть одно но...суховато. ^^
konan_sama_
+8 link home

konan_sama_   [2010-12-19 12:05]

по моему мнению тут все идеально и минусов нету))отлично
was239
+7 link home

was239   [2011-01-05 16:30]

Странные у них школы,но они становиться умнее после таких школ.Вот если бы такое было в Рашке..
leksa
+8 link home

leksa   [2011-01-14 18:08]

Мне нравится ситема образования в Японии. С самого детства прививать детям чувство отвественности..
hedgehog
+7 link home

hedgehog   [2011-03-21 20:08]

Спасибо автору за статью! В Японии действительно очень сильная система образования! Однако, я бы туда не пошла учиться, мой друг там только месяц выдержал. Чувствуешь себя как в концлагере. В аниме рисуют такую красивую форму, а в жизни - ничего похожего. Волосы девочкам нельзя отращивать, у все у них одинаковая не только форма, но и прическа - длинное (до плеч) или короткое каре. Учишься там с утра до позднего вечера. Опаздывать нельзя, кроме основной школы есть еще дополнительная, джюку, там вообще зашиваешься. С утра в школе каждый день - зарядка. Всех строят по шеренге, ответственный проверяет чистоту ваших рук, ногтей, шеи, ушей, ругают за прическу, если у кого-то она длиннее положенного. За нарушение правил - недопуск к урокам - что равняется смерти для обычного школьника Японии. Так что я пожалуй, в наших обычных школах пожалуй закончу свою учебу!
Собаку_но_Гаара
+7 link home

Собаку_но_Гаара   [2011-03-29 18:36]

Да, интересная форма обучения у японцев! Зато какая дисциплина! Весь мир завидует. Нам до них ползти и ползти...(я про дисциплину,если что)
Dairedo
+6 link home

Dairedo   [2011-04-18 17:03]

Спасибо за статью. Очень интересная. Я тоже не думал что в Японии такая система образования. Да очень строгая дисциплина, но всё-таки незря же они такие умные. Конечно японцы рано встают, как утреннее солнце. Ведь всё-таки Япония-страна восходящего Солнца(Нихон).
madinahime
+6 link home

madinahime   [2011-06-12 12:04]

Офигеть! 60 минут перемена! У нас в школе не больше 10 минут и то по пятницам, а ТУТ! В общем - пакую чемоданы ^_^
Мио
+4 link home

Мио   [2011-08-07 18:26]

да уж если бы такое было бы в россии у нас бы вседошкольники хотели бы в школу

1-10 11-15