Томоэ
Томоэ представляет собой узор в виде закручивающейся в центр кривой, видом напоминающей запятую, изогнутую каплю или магатаму (изогнутая бусина из драгоценного камня в виде запятой, бусины-магатама встречаются в археологических находках Японии, начиная с периода Дзёмон). Томоэ является символом наиболее употребляемом в синтоизме, его значение подобно кельтскому трискелиону или китайскому символу инь-ян. Этот символ часто изображают на семейных гербах японцев (камонах). Он символизирует воду (водоворот) и защиту от огня. Также он является общим элементом дизайна в корпоративных логотипах. Есть версия, что Томоэ происходит от корейского символа Сам taegeuk или тибетского Gankyil.
Томоэ для японцев имеет несколько значений, в зависимости от религии, в которой он используется, будь-то синто, конфуцианство, буддизм или Дзен, Сендай, Кэгон, хотя последние три можно отнести к сектам.
В зависимости от направления, в котором закручивается кривая, различают:
В зависимости от числа кривых различают:
Томоэ для японцев имеет несколько значений, в зависимости от религии, в которой он используется, будь-то синто, конфуцианство, буддизм или Дзен, Сендай, Кэгон, хотя последние три можно отнести к сектам.
Виды томоэ
В зависимости от направления, в котором закручивается кривая, различают:
• миги домоэ — вправо
• хидари домоэ — влево
• хидари домоэ — влево
В зависимости от числа кривых различают:
• хитоцу домоэ — одна кривая
• футацу домоэ — две кривые
• мицу домоэ — три кривые
• футацу домоэ — две кривые
• мицу домоэ — три кривые
Значение томоэ
В японской культуре томоэ имеет множество значений и толкований в зависимости от того, какой религией (синто, буддизм, конфуцианство) или сектой (Дзен, Сендай, Кэгон) используется. Приводить все толкования трудно, их объяснение не уместится в нескольких томах. Этот тройственный символ является универсальной буддисткой философской монадой, прикладываемой для объяснения тех или иных явлений, потому порождает множество толкований в каждом конкретном случае. Считается, что монада томоэ пришла в Японию из Китая как обозначение метафизический принципа философии - связующим звеном между Небом и Землей является Человек, что вместе с этими двумя началами создает единство трех сил мироздания (кит. – «сан цай»), то есть всемирную гармонию.
В Японии томоэ означает воду (водоворот) и защиту от огня. Этот союз был равновеликим, и взаимодействие его составляющих определяло мировую гармонию. Кроме прочего, он определяет взаимодействие и циркуляцию энергии.
Томоэ заключены в круг - символ начала всего. Полный покой, отсутствие начала и конца, верха и низа, всех направлений – все точки равноудалены от центра, ничто не может нарушить идиллию не проявленной бесконечности. Но Жизнь не может ничего не желать, и ни о чем не думать – застывший покой, отсутствие движения невозможно в природе. И повинуясь Закону Жизни, в круге появляется Мысль – как невидимый, крайне малый зародыш движения и различия. И несется к краю сверкающей звездой, пронзая тьму и рождая Звук и Музыку торжества Жизни. Повинуясь мелодии Космоса, рождаются желания, превращаясь в действия, стремления познать себя. И рождается Любовь - как квинтэссенция Жизни, как сила, объединяющая воедино каждый атом во Вселенной.
Одна Мысль порождает другую, мысли порождают желания, желания требуют своей реализации и действий - и загораются звезды, закручиваясь в Галактики, сгущаются планеты и время начинает свой бег.
Круг превратился в томоэ. Символ единства трех сил мироздания - Неба, Земли и Человека, символ всемирной гармонии. «Одно рождает два, два рождает три, три рождает все остальное». Томоэ еще называют знаком мировой души. Он был принят западными гностиками как эмблема космического созидания, троичной природы реальности или судьбы и вечно повторяющихся циклов времени.
Учение Дзогчен дает этому символу и еще и другое тибетское название: Тиглэ Ченпо, или Великое Тиглэ. Тиглэ — это «капля»: сферическое тело без разделяющих линий или углов, как на изображении круглого металлического зеркала, или мэлонга, из сплава пяти драгоценных металлов, которое является особым символом учения Дзогчен и единства изначального состояния.
И потому, хотя для ясности изложения учения подразделены на группы, не следует забывать об их коренном единстве, подобном совершенной форме Тиглэ. Однако внутри этого единства различаются группы из трех понятий — триады, каждая из которых взаимосвязана со всеми другими, как представлено на рисунке ниже, где показаны разделение на три сегмента, концентрические круги и вращающийся в центре гакил, или «колесо радости». На обратной стороне современного мэлонга по краю этого изображения написаны древними письменами Шанг-Шунга слоги а, А, ХА, ША, СА, МА, запирающие врата «шести миров».
В Японии томоэ означает воду (водоворот) и защиту от огня. Этот союз был равновеликим, и взаимодействие его составляющих определяло мировую гармонию. Кроме прочего, он определяет взаимодействие и циркуляцию энергии.
Томоэ заключены в круг - символ начала всего. Полный покой, отсутствие начала и конца, верха и низа, всех направлений – все точки равноудалены от центра, ничто не может нарушить идиллию не проявленной бесконечности. Но Жизнь не может ничего не желать, и ни о чем не думать – застывший покой, отсутствие движения невозможно в природе. И повинуясь Закону Жизни, в круге появляется Мысль – как невидимый, крайне малый зародыш движения и различия. И несется к краю сверкающей звездой, пронзая тьму и рождая Звук и Музыку торжества Жизни. Повинуясь мелодии Космоса, рождаются желания, превращаясь в действия, стремления познать себя. И рождается Любовь - как квинтэссенция Жизни, как сила, объединяющая воедино каждый атом во Вселенной.
Одна Мысль порождает другую, мысли порождают желания, желания требуют своей реализации и действий - и загораются звезды, закручиваясь в Галактики, сгущаются планеты и время начинает свой бег.
Круг превратился в томоэ. Символ единства трех сил мироздания - Неба, Земли и Человека, символ всемирной гармонии. «Одно рождает два, два рождает три, три рождает все остальное». Томоэ еще называют знаком мировой души. Он был принят западными гностиками как эмблема космического созидания, троичной природы реальности или судьбы и вечно повторяющихся циклов времени.
Учение Дзогчен дает этому символу и еще и другое тибетское название: Тиглэ Ченпо, или Великое Тиглэ. Тиглэ — это «капля»: сферическое тело без разделяющих линий или углов, как на изображении круглого металлического зеркала, или мэлонга, из сплава пяти драгоценных металлов, которое является особым символом учения Дзогчен и единства изначального состояния.
И потому, хотя для ясности изложения учения подразделены на группы, не следует забывать об их коренном единстве, подобном совершенной форме Тиглэ. Однако внутри этого единства различаются группы из трех понятий — триады, каждая из которых взаимосвязана со всеми другими, как представлено на рисунке ниже, где показаны разделение на три сегмента, концентрические круги и вращающийся в центре гакил, или «колесо радости». На обратной стороне современного мэлонга по краю этого изображения написаны древними письменами Шанг-Шунга слоги а, А, ХА, ША, СА, МА, запирающие врата «шести миров».
Томоэ еще называют знаком мировой триады, душой. Он был принят западными гностиками как эмблема космического созидания, троичной природы реальности или судьбы и вечно повторяющихся циклов времени. Также этот символ имеет восточное происхождение. В Японии он был мага-тама или мицу-томоэ, мировая душа или любая индивидуальная ее ветвь. В Бутане и на Тибете символ обозначает космическую мандалу, знак Тримурти. Знак мировой триады, как и двойственный инь-ян, на который он похож, обычно понимается как графическое изображение вечности.
Этот символ часто можно увидеть в буддийских и синтоистских храмах. Его имя означает превращение или циркуляцию энергии, говоря о движении Земли. Томоэ представляет игру сил в космосе. А по архивам историков этот знак был Изначальным Ведийским Тригунником Золотого Пути Дао, он объединял три гуны, три качества природы - раджас, тамас и саттва. Слово «гуна» переводится как «веревка». Аналогично тому, как вещи, сплетенные из ниток (подобно веревке) не рассыпаются, составляя единое целое, так и три гуны связывают и объединяют все материальные объекты и существа Вселенной в одно единое целое, удерживая их в целостности.
Саттва — это форма, которая стремится проявиться - сознательная энергия. «Саттва-гуна, будучи чище других гун, просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья».
Раджас — это сила, которая преодолевает препятствие и делает явной форму. Это энергия и сила. Придает людям способность преобразовывать различные воспринимаемые впечатления, трансформируя их в понятия, мысли, представления, мечты и сновидения. Эта гуна порождает страстность, желание действовать, но также беспокойство и неуравновешенность, насилие и тщеславие. Раджас всегда направлена на преодоление различных конфликтов и обладание предметов желания.
Тамас — это препятствие к проявлению, сила инерции. Благодаря этой гуне происходит устойчивый процесс удерживания вместе с различным компонентом материи в едином целом. Сама по себе эта гуна не в состоянии проявлять какую-либо деятельность, поскольку в ней отсутствует любая энергия движения.
Согласно этому учению, с учетом Земного удаления от Вселенской Оси по длине и ширине (юг-север-восток-запад), - 3 Гуны х 4 оборотные Координаты = 12, строятся двенадцать зодиакальные гороскопов Земли, Солнца, Вселенной. В Золотом Мистическом русском космизме - это Двенадцать Ипостасей Софии.
Этот символ часто можно увидеть в буддийских и синтоистских храмах. Его имя означает превращение или циркуляцию энергии, говоря о движении Земли. Томоэ представляет игру сил в космосе. А по архивам историков этот знак был Изначальным Ведийским Тригунником Золотого Пути Дао, он объединял три гуны, три качества природы - раджас, тамас и саттва. Слово «гуна» переводится как «веревка». Аналогично тому, как вещи, сплетенные из ниток (подобно веревке) не рассыпаются, составляя единое целое, так и три гуны связывают и объединяют все материальные объекты и существа Вселенной в одно единое целое, удерживая их в целостности.
Саттва — это форма, которая стремится проявиться - сознательная энергия. «Саттва-гуна, будучи чище других гун, просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья».
Раджас — это сила, которая преодолевает препятствие и делает явной форму. Это энергия и сила. Придает людям способность преобразовывать различные воспринимаемые впечатления, трансформируя их в понятия, мысли, представления, мечты и сновидения. Эта гуна порождает страстность, желание действовать, но также беспокойство и неуравновешенность, насилие и тщеславие. Раджас всегда направлена на преодоление различных конфликтов и обладание предметов желания.
Тамас — это препятствие к проявлению, сила инерции. Благодаря этой гуне происходит устойчивый процесс удерживания вместе с различным компонентом материи в едином целом. Сама по себе эта гуна не в состоянии проявлять какую-либо деятельность, поскольку в ней отсутствует любая энергия движения.
Согласно этому учению, с учетом Земного удаления от Вселенской Оси по длине и ширине (юг-север-восток-запад), - 3 Гуны х 4 оборотные Координаты = 12, строятся двенадцать зодиакальные гороскопов Земли, Солнца, Вселенной. В Золотом Мистическом русском космизме - это Двенадцать Ипостасей Софии.
Томоэ и самураи
Среди разных использований, символ томоэ в Японии стал символом Хатимана – Бога Войны, что определило его частое использование в самурайской геральдике. Как герб начали использовать в период Хэйан, получил распространение в период Камакура. В геральдике томоэ чаще всего встречается в виде тройного томоэ, или мицудомоэ, закрученного по или против часовой стрелки. Наиболее известный клан в Японии, использующий томоэ как «мон» (самурайский герб) - Акамацу (японский самурайский род из провинции Харима периода Муромати). Ниже представлены «моны», претерпевшие изменения с ходом истории, где присутствовал символ томоэ.
Популярная культура
• В аниме «Tsukihime» нож главного героя Шики Тоно имеет форму томоэ.
• Американская металкор-группа «Trivium» (благодаря участию в ней уроженца Японии
• Мэтью Киичи Хэйфи) использует томоэ как один из символов коллектива.
• В аниме «Наруто» томоэ являются визуальной частью шарингана клана Утиха. Также образует т. н. проклятую печать, которую Оротимару накладывает на Саскэ Утиху и Анко Митараси.
• Томоэ изображено на логотипе игры Tabula Rasa.
• В аниме «Gintama» брови собаки Садахару девочки-пришельца Кагуры имеют форму томоэ.
• В названии аниме «Mitsudomoe» проводится параллель с главными героями — тремя сёстрами.
• Американская металкор-группа «Trivium» (благодаря участию в ней уроженца Японии
• Мэтью Киичи Хэйфи) использует томоэ как один из символов коллектива.
• В аниме «Наруто» томоэ являются визуальной частью шарингана клана Утиха. Также образует т. н. проклятую печать, которую Оротимару накладывает на Саскэ Утиху и Анко Митараси.
• Томоэ изображено на логотипе игры Tabula Rasa.
• В аниме «Gintama» брови собаки Садахару девочки-пришельца Кагуры имеют форму томоэ.
• В названии аниме «Mitsudomoe» проводится параллель с главными героями — тремя сёстрами.
Другие интересные факты
Во времена Рюкю томоэ присутствовал на государственном флаге. Его и сейчас можно часто увидеть на Окинаве и других островах архипелага.
Дополнительные ресурсы:
Источник 1 - использован материал, касающийся разновидностей томоэ.
Источник 2 - данный ресурс описывает значение томоэ как ведического символа.
Источник 3 - из данного источника взята информация, касающаяся томоэ в учении Дзогчен.
Источник 4 - общая краткая информация о томоэ.
Источник 1 - использован материал, касающийся разновидностей томоэ.
Источник 2 - данный ресурс описывает значение томоэ как ведического символа.
Источник 3 - из данного источника взята информация, касающаяся томоэ в учении Дзогчен.
Источник 4 - общая краткая информация о томоэ.
Источник: taina-simvola.ru/tomoe/