Тории
Тории (букв. «птичий насест») — ритуальные врата, устанавливаемые перед святилищами японской религии синто. Традиционно они представляют ворота без створок, из двух столбов, соединённых поверху двумя перекладинами. Верхняя перекладина тории носит название касаги, а нижняя, расположенная сразу под ней, называется нуки. Может быть, чем-то они напоминают наши западные арки, но тории еще наделены ритуальным смыслом.
Многие синтоистские святилища имеют несколько тории, некоторые имеют тысячи. Их число определяется не столько религиозными канонами или архитектурными потребностями, сколько щедростью местных спонсоров, готовых в память о каком-то важном для себя событии расщедриться на постройку новых тории для местного храма. На таких тории могут быть установлены таблички от кого и в честь какого события они поставлены. Иногда ворот бывает так много, что глядя в самые первые тории, трудно понять, где же находится сам храм. В одном из храмов Киото есть целая галерея тории. Красные ворота в ней установлены почти вплотную другу к другу и образуют длинный проход, через щели между воротами просвечивает солнце. Чем их больше, тем лучше: ворота жертвуют храму в честь каких-либо событий верующие синтоисты. Так же считается, что человек, добившийся успеха, должен пожертвовать храму тории.
Само происхождение тории тесно связано с мифологической историей Японии. Легенда гласит, что однажды богиня-солнце Аматэрасу, рассердилась на своего брата бога громаи ветра Сусаноо за то, что тот по необузданности нрава разорил её рисовые поля; она спряталась в пещере и завалила вход в неё огромным валуном. Весь мир тотчас погрузился во тьму. Перепуганные люди не знали что делать, ведь все они были обречены на гибель, если солнце не вернется озарять землю. Тогда по совету одного мудреца они возвели огромный птичий насест, на который посадили всех своих петухов. Когда птицы начали кукарекать, поднялся невообразимый шум. Аматэрасу, заинтригованная шумом снаружи, чуть отодвинула камень у входа в пещеру, чтобы посмотреть, что происходит. В тот самый момент борец сумо, увидев щель в скале, сквозь которую пробивается солнечный свет, подбежал и отодвинул валун от входа в пещеру. С тех пор тории стал символом удачи и процветания. Кроме того, в прошлом японцы верили, что души умерших уносят с собой птицы, которые нередко отдыхали на этих сооружениях. С тех пор вошёл обычай строить тории. Они стали непременным атрибутом любого храма, посвященного синтоистским богам. Каждое святилище посвящено какому-то конкретному божеству ками. Поэтому таких храмов по всей стране насчитывается более 85 тысяч...
В древности тории делали из не ошкуренных стволов криптомерии, подчеркивая естественную красоту древесины. И сегодня, наиболее традиционные святилища, соблюдают этот обычай. Их обычно украшают иероглифами или сдержанным узором. Позже из Китая пришёл обычай окрашивать тории в яркий красный цвет. На сегодня это самый распространенный и привычный вид тории. Но не все тории имеют красный цвет.
Размер таких ворот может быть самым различным: от огромных, высотой в несколько десятков метров, до миниатюрных, высотой в полтора метра, пройти в которые можно лишь нагнувшись. Они могут одиноко возвышаться над тропинкой или дорогой, а могут составлять целую колоннаду, напоминающую иногда чем-то частокол из жердей... Разнообразен и материал, который идет на сооружение тории. Встречаются храмовые ворота из бронзы, гранита. В наше время тории стали делать даже из некрашеного железобетона, зачастую теряющиеся на фоне обычной городской цветовой гаммы - серых стен домов и запыленного асфальта. Иногда строители, пытаясь придать таким тории традиционный вид, покрывают застывший бетон столбов узором, напоминающим шершавую кору криптомерий. Число установленных в стране тории подсчитать невозможно. Их можно встретить повсюду: в центре города, на его окраине, в лесу, у подножья горы или на её вершине.
Тории символизируют границу между миром обыкновенным и сакральным, настраивают на определенный лад верующих по приближении к храму. Обозначая вход и выход, тории равны любой трансформации, любому переходу. Еще считается, что в них входит солнце, уходят предки. Птицы, часто сидящие на воротах, верят в Японии, уносят души умерших. Считается, что тории обозначают вход в «другой, потусторонний мир» — владения ками (богов), где каждый пришедший может пообщаться с духами и божествами синто, вознести молитву, привлекая внимание духов хлопком в ладоши или ударом ритуального колокола.
Самые знаменитые тории — ворота в святилище Ицукусима. Нынешняя конструкция врат, высотой 16 метров, была возведена в 1875 году, сделаны они из камфорного дерева. С моря тории открывают вход в большой храмовый комплекс. Они стоят близко к морю недалеко от святилища — на территории залива. В этом, возможно, и есть главное очарование тории в Ицукусима. В вечерние часы можно видеть, как заходящее солнце садится в пологую чашу верхней перекладины тории. Каждый раз во время прилива тории оказываются в воде, и именно такими их фотографируют. Когда вода устремляется к берегу, кажется, что не воды бегут через ворота, а сами тории плавно скользят по воде к морю. Такими они и предстают всему миру.
Но тории Миядзима поражают и во время отлива, когда вода отходит от берега на 300 метров и к воротам можно подойти посуху. Тогда глазу открывается поросшее зелеными водорослями основание столбов, и начинаешь понимать, что это чудо было некогда воздвигнуто не Божьим промыслом, а трудом обыкновенных японцев, обладавших не только необходимыми строительными навыками, но и великолепным чувством красоты. Ведь они поистине вписали храм и его тории в окружающий ландшафт, как ювелир врезает бесценный драгоценный камень в не менее великолепную оправу.
Известности этих тории способствует и то, что святилище Ицукусима – не из обычных. Это одна из важнейших святынь в Японии. На остров Миядзима, целиком занятый монастырем и храмом, веками не пускали простолюдинов. До середины прошлого века остров считался священным, и здесь, согласно синтоистским верованиям, не должно было свершаться что-либо нечистое, к чему причислялись роды и похороны. Поэтому, на священном острове нет захоронений: здесь, никогда не рождались и не умирали люди. Кроме деревянных построек, соединенных галереями, остров славен еще пятиярусной пагодой, Залом тысячи циновок, домом, построенным в воде на сваях. Но главная достопримечательность святилища Ицукусима, его туристический символ – плавающие тории, самые большие и знаменитые тории в Японии.
P.S.: В Японии действуют две основных религии: синтоизм и буддизм.
Синтоизм (или синто) дословно можно перевести как «путь множества ками (богов). Основу этого течения составляет поклонение силам природы. Согласно представлениям синто – это солнце, деревья, горы, камни и природные явления являются ками и наделены душой, им поклоняются в специально построенных для этой цели храмах. Позже, из Индии через Корею и Китай, в страну проник буддизм. В современной Японии 84% населения одновременно исповедуют обе религии.
Источник: animeonline.su/news/stati-o-vostoke/4740-torii.html