Аниме и Дисней
Рисунок
Самое интересное в вопросе о рисунке состоит в том, что диснейщики обычно критикуют тот единственный элемент, который объединяет два разных стиля. Угадайте какой? Большие глаза. Сколько раз приходилось мне вести примерно следующий диалог:
- Не люблю я аниме!
- А за что?
- У них глаза большие.
- А у Гуффи или Дональда с Микки Маусом они меньше?
- ... все равно не люблю...
- Просто не знаешь, к чему придраться.
Здесь собеседник почему-то обычно замолкал. Ведь и в самом деле, глаза у западных мультяшек ничуть не меньше (если не больше), чем у японских. Да и как же быть иначе, если аниме позаимствовало эти большие глаза именно у диснеевских мультипликаторов. Насколько мне известно, Осаму Тедзука (один из основоположнков японской анимации) в свое время проходил курсы повышения квалификации в Диснее.
В чем же причина, нормального отношения к большим глазам в одном случае и неприятие их в другом? Думаю, все дело в том, что западные аниматоры пошли по пути карикатурного рисования, а японские - реалистичного. И то, что на заведомо карикатурно деформированном персонаже смотрится вполне естественно, на лице человека выглядит немного ненатурально.
Кроме того, глаза анимешных персонажей выделяются гораздо сильнее, чем у западных, и за счет большого количества бликов, и за счет цвета, и за счет более детальной прорисовки, что заставляет обратить на них более пристальное внимание. Кому-то это нравится, кому-то - нет. Но, в любом случае, большие глаза всегда придают персонажу более милый и доброжелательный вид, чем маленькие.
Так чем же различаются западный и японский стили рисования? На мой взгляд, основных отличий два:
- Карикатурность западных мультяшек и реалистичность японских. Анимешные песонажи, конечно, тоже достаточно сильно деформируются для создания того или иного эффекта, но карикатурностью, желанием посмеяться от них даже и не пахнет.
- Основная форма, заложенная в диснеевских героях - шар или яйцо. Посмотрите, все линии мягки и округлы, острых углов почти нет даже у самых злобных злодеев. В основе же внешности японских героев лежит клин. Подбородок, нос, плечи, форма тела, постоянно развевающиеся волосы и огромное количество складок - все острое, торчащее, "колющее" взгляд. Даже глаза, и те имею форму шестиугольника, с клинообразными ресницами.
Анимация
Здесь я вынужден произнести кощунственную фразу: анимация у западников сделана по порядок лучше, чем у японцев. Даже сейчас, когда во всю используются компьютерные технологии, движения в диснеевских мультфильмах сорокалетней давности выглядят более приятно и плавно, чем сейчас у японских аниматоров. Аниме во многом остается просто мангой, в которую добавили немного динамики для связи различных кадров. Единственным исключением из этого правила является, пожалуй, только Хаяо Миядзаки. В аниме много статичных картинок, которые просто меняют свое положение в пространстве. У Диснея же почти каждый кадр живет и дышит. Думаю, что во многом такое восприятие обуславливается опять таки карикатурностью мультяшек. Их движения можно гипертрофировать как угодно для создания большего эффекта жизни. К людям же из аниме такой механизм не применим. Зато развевающиеся волосы и плащи - вот в чем японцы достигли настоящего совершенства!
В свое время Дисней разработал знаменитые 12 правил анимации:
- Сжатие и растяжение.
- Подготовка, или отказное движение.
- Сценичность.
- Использование компоновок и фазованного движения.
- Сквозное движение и захлест действия.
- Смягчение начала и завершения движения.
- Дуги.
- Дополнительное действие.
- Расчет времени.
- Преувеличение, утрирование.
- Крепкий, профессиональный рисунок.
- Привлекательность образа.
Не будем рассматривать их здесь подробно (желающие могут поискать статьи про это в Интернете). Опишем только основные отличия аниме.
1. Сжатие и растяжение используется более умеренно. Его практически не заметно.
2. Подготовка или отказное движение почти отсутствует. Если у Диснея персонаж замирает на несколько секунд перед выполнением действия, то в аниме, обычно, несколько секунд показывается само действие, без подготовки к нему.
3. Сценичность в аниме достигается за счет выражения лица и позы персонажа. Обычно статичных. Иногда добавляется минимальная анимация - дрожание бликов в глазах.
4. Сквозное движение и захлест. Наверное, самый развитый прицип в аниме. Даже в полное безветрие что-нибудь да развевается.
5. Смягчение начала и завершения. Тоже очень активно используется, особенно в прыжках и полетах.
6. Дополнительное действие и преувеличение. Обычно используются вместе. Вставляются для создания комичности ситуации. Обычно в такие моменты персонажи изображаться крайне условно, по принципу палка-палка-огуречик. Один из наиболее раздражающих не анимешников элементов.
7. Профессиональный рисунок. Лично мне здесь сложно что-то сказать. По-моему, профессиональный рисунок и аниме не отделимы друг от друга. Не видал ни одного непрофессионального аниме.
8. Привлекательность. Обеспечивается засчет мохнатости, больших глаз и голов.
Сюжет
Думаю, это одно из самых сильных мест в аниме. Сюжеты есть на любой вкус - и для взрослых и для детей, для мальчиков и девочек, про животных и гигантских роботов. Да всего и перечислить невозможно. На западе же, можно выделить только три основных сюжета: сказка для детей (чаще всего на классическом сюжете), "жертва-охотник" и супергерои. Обычно аниме рассчитано на более взрослую аудиторию, чем мультяшки и несет гораздо больше смысловой нагрузки. С другой стороны, что вы покажете своему ребенку - кровавый боевик наполненный философскими размышлениями о жизни и смерти (чаду, между прочим, абсолютно непонятных) или сказку наполненную забавными персонажами и песнями?
Заключение
При всей моей любви к аниме, я не могу не признать, что у Диснея есть то, чему можно поучиться и взять на заметку. Поэтому, вместо того, чтобы кричать, что лучше, а что хуже, надо брать самое хорошее из обоих стилей. Кроме того, есть еще одна не менее замечательная школа мультипликации, многие поклонники которой не понимают ни Диснея, ни Аниме. Я о нашей, родной, советской мультипликации. Вини Пуха, Карлсона и всех остальных.
Автор: muxacko
Источник: www.drawanime.ru/?pg=art&id=14